Жестокая фраза Преображенского, которая не вошла в фильм «Собачье сердце»

Если цензура не пропустила – это не значит, что такого не было. Взять хотя бы книгу «Собачье сердце» и одноименный фильм, в котором были пропущены некоторые моменты, дабы не шокировать советского зрителя.

Однако в период перестройки СССР кое-что всплыло…

Во второй половине 80-х годов среди советской интеллигенции стали появляться шутки и насмешки касательно пролетариата.

Острые высказывания частенько строились на цитатах из «Собачьего сердца». Хоть эти шутки и были беззлобными, но в них четко прослеживалась давняя обида.

Но самое интересное, что такие шутники и сами были потомками объектов своих насмешек.

В конце 80-х годов режиссер Владимир Бортко решил снять черно-белую кинокартину по знаменитому произведению Булгакова Михаила Афанасьевича. Картина по истечению нескольких лет стала самой ценной в советском кинематографе.

Монолог профессора о том, что творилось в те времена, про бардак и хаос, прозвучал именно тогда, когда народ уже устал молчать, когда появилась усталость от коммунистических лозунгов, а терпению приходил конец.

Впереди, конечно же, еще ждала ностальгия по советскому времени. Но тогдашняя интеллигенция во времена перестройки грезила лишь о «России, которую мы потеряли».

Тогда-то и пришлась кстати кинокартина Собачье сердце»: разнообразный на яства стол, разговоры про искусство и 7 профессорских комнат превратились в символ той самой «потерянной России», которую очень хотелось вернуть.

А легендарный Шариков моментально стал «символом пролетариата», то есть воплотился в необразованного и культурно недоразвитого человека, став неприятным воспоминанием былых лет.

Сейчас уже нет шуток про рабочий класс. Люди пережили 90-е. Возможно, сегодня именно то время, чтобы взглянуть на резиденцию профессора Преображенского под другим углом? Та ли эта страна, которую так хотелось вернуть?

Вот смотрите, по сути, Преображенский оказался таким же примитивным, как и Шариков.

Шариков (как истинный пролетарий и коммунист) хотел все поделить, а профессор считал, что делить ничего не стоит (капитализм во всей его красе). В этом он частично прав, но его определения справедливости достаточно сомнительны.

Идиллия Преображенского построилась на классах в обществе: то есть одни были в культурном меньшинстве, а другие, конечно же, большая часть, должны были заниматься «чисткой сараев».

В итоге оба героя очень примитивные в своих высказываниях: как барин Преображенский, так и холуй Шариков. Только если Полиграф Полиграфович вызывал у зрителя сочувствие из-за своей нелепости и неприкаянности.

То в Преображенском очень много надменности, некоей жестокости по отношению к остальным людям – как раз это аудитория в перестроечное время предпочитала не замечать.

Преображенский пренебрежительно относился к рабочим людям. Он не любил пролетариат, а те, кто не смог найти своего места в жизни и до и после Революции, то есть нищие – ему были неприятны.

Он больше похож на торговца, купца, чем на профессора медицины.

Скорее всего, по замыслу Булгакова, истинный герой-оригинал куда менее располагает к себе, нежели персонаж, созданный непревзойденным актером Евстигнеевым.

Кстати, об этом можно судить, даже исходя из одной только фразы, которая не вошла в фильм:

«Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год, упорно выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар».

Это выражение более чем сочетается с приказом профессора бросить в огонь всю неугодную литературу и запретить произносить в своем доме имя Полиграфа Полиграфовича, так как таких как он, Преображенский считал мразью.

Пусть даже эта мразь была создана им же самим.

Оцените статью
Жестокая фраза Преображенского, которая не вошла в фильм «Собачье сердце»
Кто виноват в трагедии? Психологическая драма «Прощение» — один из самых морально тяжелых фильмов не только 90-ых, но и в целом в кино