Не отпускает меня вот уже много лет этот замечательный фильм Эльдара Рязанова.
Что поделать, на днях вновь не удержалась – пересмотрела в который раз.
И опять по-новому увидела некоторые образы.
Скажем, обратила особо пристальное внимание на Хариту Игнатьевну, маменьку Ларисы. Призадумалась над ее судьбой дальнейшей.
Обычно принято писать и говорить о старшей Огудаловой как о даме холодной, расчетливой, циничной даже. Упрекают ее в том, что о погибшей дочери средней, Ольге, она не плачет, не горюет. Ругают за то, что из Ларисы выгоду так и стремится извлечь. Деньги берет от Кнурова беззастенчиво. И не краснея, слушает его намеки насчет дочери. А на Паратова, вообще, облизывается как кот на сметану. По всему видно, нравится он ей как мужчина. И будь она помоложе…
Впрочем, Харита Игнатьевна и так дама весьма привлекательная. Моложавая, пикантная, изящная. Вся под стать своему имени: ведь харитами-то в Древней Греции называли грациозных, вечно молодых прислужниц богини любви и красоты.
Вот и в Харите Игнатьевне женское очарование заложено от природы. Она об этом хорошо знает, потому и говорит Ларисе с плохо скрываемой горечью, что не стара еще, и жизнь свою вполне устроить еще может.
Недоброжелатели обычно и в том ее винят, что не по возрасту нраву она свободного. Постоянно дома у себя «цыганский табор», по выражению Карандышева, устраивает: с песнями да плясками.
А попробовал бы тот самый недоброжелатель себя поставить на место Хариты Игнатьевны. Ведь живет она одна, фактически без средств к существованию. Дом заложен. Всего и капиталов-то – юная красавица-дочь. Абсолютная бесприданница. И помощи ждать неоткуда. Только и надежда – благотворительность сильных мира сего. Либо жених богатый.
Кто-то скажет: работать бы им пойти – матери и дочери. Да только забывает этот кто-то, что дело происходит в русской провинции позапрошлого века. И идти в услужение женщинам хорошей, хоть и обедневшей дворянской фамилии, все равно что на панель….
А вот если посмотреть объективно. Не такая уж плохая мать эта Харита Игнатьевна.
Просто себя и детей своих поддерживает, как может. Скажем, дочь свою старшую, что оказывается за границей с промотавшим деньги мужем, тут же выручает.
А что деньги беззастенчиво берет, так это ж у того, кто им счета не ведает.
Да и с Ларисой ведет себя без навязчивой родительской опеки. Уважает чувства дочери. Дает ей право выбора. А это уже само по себе для тех времен весьма нехарактерно.
Вот только о будущем самой Хариты Игнатьевны я и думать боюсь.
Потому что после гибели Ларисы нет для нее этого самого будущего.
Моложавая, очень даже приятная еще дама сгинет в нищете и забвении. Никакой Кнуров ей больше не подаст. Да и друг семьи Вася также сделает вид, что знать не знает. Не вспомнит о ней и душка Паратов: у него своих забот хватит. Да и зачем теперь?
Горе по потерянным детям, беспросветная нищета сомкнутся черной тучей над головой этой обреченной женщины. Окажется она фактически на улице.
И это еще счастье, если найдется ей место в богадельне для престарелых и убогих. А то и по миру пойдет…