Любопытно, что автор пьесы Александр Островский размышлял над написанием продолжения, в котором Лариса выздоравливала после полученного ранения. Остаётся только предполагать, что сочинил бы русский классик, так как продолжение свет не увидело.
Зато зрители «Жестокого романса» любят порассуждать о судьбе Ларисы в случае не приезда Паратова или в случае её счастливого выздоровления.
А зачем Ларисе вообще вешать ярмо на шею в виде семьи?
Очень много рассуждений и на тему того, что Лариса с чего-то зациклилась на замужестве, а ведь могла бы пойти работать! Отправляют её в учителя и гувернантки, портнихи и модистки.
Правда, выясняется, что Лариса образованием не блещет, непонятно, училась ли она вообще в гимназии или получала ограниченное домашнее образование. Да и за шитьём не замечена.
В Москву, в Москву разгонять тоску! Или в Петербург
Популярно также мнение, что девушка могла бы рвануть в Петербург и поступить в актрисы или пристроиться в театр в родном Бряхимове (это, между прочим, не мелкий городишко, а большой город на Волге, хотя и вымышленный Островским). Мол, она же поёт, танцует, то есть, обладает талантами.
Сразу вспоминается судьба Нины Заречной, героини чеховской «Чайки». Нина хотя бы играла в домашнем театре, и у неё было к этому влечение, какой-никакой, а опыт. В актрисы её приняли, значит, были способности. А, возможно, и Тригорин связи имел, словечко замолвил.
В случае Ларисы Кнуров может помочь устроиться в бяхиревский театр (поездку в Петербург он точно спонсировать не будет), но зачем ему это? Он и так бы ей покровительствовал, если бы она вступила с ним в тайные отношения.
Актрисы тогда ассоциировались с не самыми благочестивыми женщинами, а ему хотелось бы, чтобы Лариса ему принадлежала, а не сверкала красотой на сцене.
Заречная же даже при наличии актёрского дара совсем его растеряла (сложные отношения с Тригориным, смерть младенца) и моталась по провинциальным театрам с ощущением жуткой никчёмности.
Идиллия с Юлием Капитонычем
И, наконец, совсем неожиданное предположение, что Лариса будет счастлива с Карандышевым. Поедет в деревенскую глушь, надышится свежим воздухом, все её печали пройдут, и она с удовольствием займётся домом и семьёй.
Но ведь Карандышев не изменится! Кнуров с Вожеватовым обсуждали его мелочность, завистливость, да глупость. Конечно, им не сильно можно доверять, а вдруг они просто презирают «мелких сошек», миллионеры же.
Однако, и сама Лариса прекрасно видит, что он вульгарен и смешон. Сейчас-то терпеть его не может, а там и совсем задохнётся в компании такого «душнилы».
А простил бы Карандышев Ларису?
Попрекал бы, укорял и изводил, но отказываться от неё он не собирался и после её выходки. Кажется, он словно бы был доволен, подслушав, что её невесту Кнуров и Вожеватов разыграли в «орлянку», и рассказав об этом Ларисе.
Пусть узнает, какие они все негодяи, извинится перед Карандышевым, и они поженятся. Но психанул, и мы знаем, чем всё закончилось.
А дорога-то одна — к богатею Кнурову
И Кнуров, и Вожеватов предполагают, что через пару месяцев она от Карандышева сбежит обратно к маменьке, которая это понимает и только вздыхает, слушая, как дочь хочет уехать в деревенскую глушь, «там тебе не Италия!»
Тут-то Ларису и будет поджидать Кнуров, готовый обеспечивать её безбедное существование. Он, между прочим, однозначно говорит об этом маменьке Ларисы, а та и рада.
А что вернее всего?
Ларису, такую, как она показана в пьесе и фильме, в любом случае ждёт гибель. Она и о самоубийстве думала в отчаянную минуту, но поняла, что кишка тонка для такого шага. Если выйдет замуж за Карандышева и не убежит от него (забеременев или от нерешительности) — так умрёт, зачахнув, а то и в родах, уж больно она эфемерна.
Но и вернувшись к матери и вступив в связь с Кнуровым, спилась бы или нервная болезнь одолела бы. Лариса — не хитрая, не приспособленка, ей невыносимо будет жить с нелюбимым и постоянно попрекающим её мужем или в бесчестье.
Может, жизнь заставила бы измениться, но это маловероятно. Пока будет приспосабливаться, здоровье подведёт.