Поэтому заманить известных артистов в себе на картину Шукшину было очень трудно. Мало того что режиссёр начинающий, тут ещё надо было вывезти большую группу артистов на Алтай, где предстояло прожить несколько месяцев.
Поэтому «крупные кинематографические рыбы» срывались с его крючка. Первым сорвался Игорь Ильинский, пообещавший сыграть роль водителя Кондрата Степановича, наставника Пашки, но так и не добравшийся до Сибири.
После на эту роль был приглашён знаменитый Иван Переверзев. Но он доже не доехал до алтайских эльдорадовских красот.
Пришлось выручать Шукшина Борису Балакину. Этот малоизвестный актёр в кино сыграл всего горстку эпизодических ролей, и с радостью отозвался на приглашение режиссёра. Актёр играл через силу, даже будучи очень нездоровым.
К великому огорчению всей съёмочной группы он умер прямо на съёмочной площадке во время сцены сватовства.
Во время съёмок он почувствовал себя плохо, у него поднялась температура, но в тот день как раз снимали сцены с его участием, и актёр пришел на площадку, никому не сказав о своем самочувствии – не хотел подводить коллег и срывать график съемок.
Шукшин потом долго себя укорял, что проглядел болезнь артиста и не остановил съёмки. Так и осталась эта роль и роль таксиста в «Я шагаю по Москве» для Б. Балакина чем-то запоминающимся в нашем кино. А ведь сколько ещё материала с ним было недоснято.
Шукшину предлагали взять нового артиста и всё переснять. Но Василий Макарович решил не снимать другого артиста в этой роли, сохранив тем самым его работу. Правда пришлось ему придумывать на ходу новые сценарные линии.
Роскошная Нина Сазонова была заманена на съёмки возможностью сыграть с И. Ильинским. Она уже была в то время звездой театра Советской Армии. Узнав, что сам Ильинский едет на Алтай она согласилась.
А потом уже стала сниматься с Б. Балакиным. Примерно таким же макаром молодой Макарыч заманил знаменитую Анастасию Зуеву к себе в картину. Старая гвардия не подкачала, и придала картине основательности.
Это же касалось и других немолодых мастеров кадра, таких как И. Рыжов (директор автобазы), А. Трусов (кум), Е. Тетерин (учитель), Н. Новлянский (доктор), А. Карпов (сторож). Последний ещё в немом кино играл в 1920-е годы.
Но всё же основные роли в фильме играли малоизвестные молодые актёры. Сейчас кажется, что роль Пашки Колокольникова была словно написана для нашего любимца Леонида Куравлёва. Настолько он слился с ней.
Но рассматривался также Шукшиным и его приятель В. Высоцкий. Конечно Пашка в исполнении Высоцкого получился бы иным. Может не таким обаятельным. Но наверняка получился бы интересный образ.
Дальше Шукшин планомерно заполнял кадры фильма своими друзьями и коллегами. Одних будущих режиссёров снялось у него сколько. Даже целая семейная пара режиссёров была: Ренита и Юрий Григорьевы.
Юрий играет ревнивого жениха, который суёт Пашке 50 копеек, и в итоге отдаёт 2 рубла за рейс. А Ренита играет весёлую попутчицу, которую он подхватил у парома, и которая учит Пашку уму-разуму и бегает за водой.
Юрий Григорьев, тогда был молод и красив и иногда его приглашали как актёра в фильмы, а после он снимал шикарные, душевные фильмы: «Здравствуй река», «Поле перейти», «Праздники детства», «День и вся жизнь» и др. Много и серьёзно занимался творчеством В.М. Шукшина, снимая документальные фильмы.
Ренита Андреевна помогала мужу, и являлась полноценным соавтором многих его фильмов. А роль попутчицы была её единственной ролью в кино.
Дальше из режиссёрского цеха в кадрах фильма засветился Виталий Каневский: человек сложной судьбы. Он и сидел в тюрьме, и странствовал, и снимал фильмы. Больше всего он прославился своей картиной «Замри, умри, воскресни», которую он снял в перестроечное время.
Эта картина стала лауреатом многих кинофестивалей. В шукшинском фильме он играет водителя из бригады Пашки. Это он вступается за него на танцах, и корчит рожи во время показа мод.
Яркую роль сыграл юный, девятнадцатилетний Родион Нахапетов, наш прославленный режиссёр и актёр. А ещё жену председателя колхоза Прохорова сыграла Нина Иванова.
Эта актриса стала звездой одной картины «Весна на Заречной улице», но не имея актёрского образования, помыкалась, да и пошла в режиссёры. Много лет Нина Георгиевна работала вторым режиссёром на Мосфильме. Успешно работала в детском кино, и отыскала многих будущих звёздочек — актёров-детей.
Мало кто узнает в одной из моделей в сельском клубе известную на всю страну Ангелину Вовк. Но это именно она демонстрирует удобную одежду для сельского населения глубинки.
Ясно дело, что Шукшин позвал играть в первую картину своих любимых женщин. С Б. Ахмадуллиной у Шукшина был роман в то время, а на Ирине Чащиной (которая тогда ещё была Александрова) он вскоре женился. Правда этот брак принёс одни разочарования обоим.
Великолепно играет в фильме молодая Лидия Буркова. Роль «некультурной» разведёнки Кати Лизуновой, пожалуй лучшая в её кинокарьере. И сама фамилия актрисы была отчасти пророческой, ибо через 6 лет Шукшин встретит друга с такой же фамилией — Георгия Буркова.
А в фильме Лидия органична и в роли крестьянки и в роли великосветской дамы на софе у торшера.
Шукшин наполнял свои фильмы людьми близкими по духу. Смело вбрасывал в кадр друзей и родственников. Вот и здесь например играет его троюродный брат Иван Попов.
Поскольку он был художник, то Макарыч его прямо с мольбертом и запечатлел. Он появляется на завале, рисующим Катунь, а ещё он же болтает о жизни на пароме с кем-то из массовки.
Также в кадр ворвался известный прозаик и журналист Глеб Горышин. Он дружил с Шукшиным и получил маленькую рольку ревнивца, столь неудачно возникшего перед Пашкой, когда он пытался через ребёнка подъехать к его матери, но внезапно возникшая мощная фигура отца семейства напугала его, и он сразу дал задний ход.
А какая колоритная роль получилась у ворчливого крикуна, лежачего больного, который всё время ржёт как конь, обламывая сны Пашки.
Эту роль сыграл приятель Шукшина Борис Романов, человек вообще не из мира кино. Но он так здорово изобразил своего героя, что вполне мог бы пойти по стезе актёра. Шукшин его после ещё снял в «Ваш сын и брат».
Остальные роли сыграли малоизвестные, начинающие артисты: Рудольф Панков, Николай Федорцов, Станислав Симонов, Владимир Смирнов и др.
Сам режиссер не представлял, какой получится результат, когда только начал создавать киноисторию о простом алтайском шофере Пашке Колокольникове: безалаберном, веселом, влюбленном в жизнь, хвастливом, любвеобильном, и даже героическом человеке.
Он хотел сделать фильм о красоте человеческого сердца, способного к добру, фильм возвышающий душу человека. И это сполна удалось. Но когда Шукшин смонтировал фильм, то сам удивился каким весёлым он получился.
Поэтому неудивительно, что картина вышла в прокат именно в жанре комедии. А на международных фестивалях картина и вовсе была представлена как фильм для детей и юношества.
Совсем недавно не стало всесоюзного любимца Леонида Куравлёва. В ковидное время ушли Ренита Григорьева, Нина Иванова, Николай Федорцов. Сейчас спустя 60 лет после съёмок в живых остались только Лидия Чащина и Юрий Григорьев.