«Журналист» — на Западе неплохо, но в Горноуральске лучше

Любая работа Сергея Герасимова – это сочетание масштабности с интересом к деталям; минимализма и – шика; доступности и витиеватости. Я бы сказала, что это по ощущениям и нюансам «кино не для всех», но сделано так, что оно …именно для всех! Незамысловатое в сложном и — сложное в обыденном.

«Журналист» (1967) – утончённое эстетское зрелище, в котором есть и грубоватая правда, и острые углы, и неудобные вопросы, точно в едином пространстве сходятся герои Василия Аксёнова и Франсуазы Саган. Впрочем, есть и шукшинский дух, потому неслучаен Василий Макарович в эпизодической роли.

Фабула – жизненная. Молодой и привлекательный журналист, немного пижон Юрий Алябьев (Юрий Васильев) четыре года работает в отделе писем центральной газеты, набираясь опыта (подразумевается «Правда» и её номера мы видим в типографии).

Алябьева собираются вот-вот перевести в международный отдел, но и прежде …посылают в командировку по тревожным письмам некоей гражданки В. Аникиной. Так столичный красавец оказывается в далёком Горноуральске. Журналист знакомится с местной жизнью.

Перед нами — Саша, редактор издания «Горноуральский рабочий» (Сергей Никоненко), презабавная сотрудница той же газеты Валюша (феерическая роль Валентины Теличкиной – кинокартину можно посмотреть, хотя бы ради неё), а вот и формовщица Шура Окаёмова (Галина Польских).

Эта девушка, хотя и «простая» с виду, но куда как многограннее столичных дев, и, как потом выяснится, интереснее заграничных мадемуазелей. Она разумна и мудра. Кроме того, обладает дивным певческим голосом, разнообразными талантами, изучает английский язык. Сама, без репетиторов.

Вспыхивает чувство, но у Шуры — это нечто глубокое и возвышенное, тогда как у Юрия …просто мимолётная страсть к симпатичной девчонке. Показательно, как он её склоняет к близости – мол, живи здесь и сейчас, не думай о том, что о тебе подумают, будь, так сказать, проще. Герой Васильева в эти минуты чудовищно гадок.

А Шура, хотя успела без памяти влюбиться, отвергает подобное «продолжение». Выгоняет. Прямо и грубо. И тут я вспомнила другой фильм с всё тем же Юрием Васильевым в роли… О, нет, об этом позже! Ах, да. Насчёт жалобщицы Варвары Аникиной (Надежда Федосова).

Оказалось, что она вовсе не общественница. Так, пакостная злыдня, пишущая доносы из спортивного интереса, плохо маскируемого «обострённым чувством социальной справедливости». Варвара за всеми подсматривает, а затем – сочиняет мерзости «по мотивам» увиденного. Отсталый элемент, который, увы, живуч.

Итак, Алябьев уезжает из городка, чётко уверенный в том, что 1) Аникина – пoдлюка; 2) Шура – девушка для серьёзных отношений или же – ни для каких, а потому хорошо, что выгнала. И …резкая перемена декораций — следует вояж в Европу, а вторая серия ничем не напоминает первую.

Мы видим в кадре и самого Сергея Герасимова, и его жену Тамару Макарову, и Анни Жирардо, и Мирей Матье. Снято в полудокументальной манере, как тогда было модно. Журналист знакомится с американцем Сидом (Анатолий Крыжанский) и дискутирует о смысле бытия.

Конечно же, наш смысл – правильнее. Нам показывают и ночную жизнь, и огни реклам, и настоящий буржуйский клуб с танцами, и западных девушек – раскованных и оттого …малоинтересных для «штурма». Слишком всё явно и банально. Как журналист смотрит на танцующих девиц? Да со смесью мужского интереса и конкретного презрения.

Вернувшись домой, Алябьев …летит в тот самый Горноуральск, где узнаёт, что Шуру после его отъезда начали третировать и осуждать (на комсомольских собраниях!). Почему? Она же практически идеал. За не существовавшую связь с лощёным ухажёром. То есть с ним, с Алябьевым.

Происходит объяснение в любви и — разговоры о женитьбе. Весьма деликатно показано, что ночь они провели вместе и вовсе не за беседами. Какая чувственная сцена и без похабства. Хэппи-энд. Здесь никакого открытого финала.

Журналист всё взвесил, оценил, осознал, что Окаёмова – это его «половинка». Вот, если бы она в первый раз его не отвергла, он бы уехал навсегда, стыдливо пряча глазки. Или даже не пряча. Да, я там упомянула другой фильм с Васильевым, где юная девушка не отказала его герою, а надо было бы… Но об этом – завтра, и разговор о фильме не окончен.

Оцените статью
«Журналист» — на Западе неплохо, но в Горноуральске лучше
«Гардемарины вперед!»Был ли у Ягужинской и де Брильи ланфрен-ланфра? Похоже да