Режиссером и сценаристом этого душераздирающего фильма выступил Николай Губенко. История, показанная им на экране, отчасти является автобиографической. Большинство персонажей из ленты, начиная от мальчишек и заканчивая преподавателями, были взяты не из воздуха, а хранились в его памяти.
Николай Николаевич находился в ожидании момента, когда часть воспоминаний можно будет перенести на бумагу, а затем и на экран.
Он родился 17 августа 1941-го года прямо в одесских катакомбах. Его отец, военный летчик, погиб во время сражения. В 11 месяцев Губенко потерял и мать, которая отказалась помогать немцам и поплатилась за это жизнью.
У Николая были родственники в лице трех сестер и брата, но волею судьбы они оказались разлучены. Лишь спустя 30 лет им суждено было встретиться. Вот только от родственных связей не осталось и следа, ведь к тому моменту они были абсолютно чужими людьми.
Первое время будущий постановщик жил в детском доме. Затем его перевели в суворовское училище. Помимо углубленного изучения английского языка Губенко занимался в театральном кружке. Во многом это увлечение предопределило его судьбу, ведь в дальнейшем было поступление во ВГИК и работа в Театре на Таганке.
Весной 1975-го режиссер подал заявку на съемку фильма «Подранки». Сценарно-редакционная коллегия «Мосфильма» долго не могла прийти к единому решению. Одни высказывались о задумке резко отрицательно, другие напротив, видели в сценарии штрихи личной истории и готовы были дать проекту зеленый свет.
После бесчисленных пересудов и споров заявку одобрили, но при условии внесения десятков правок.
К примеру, было требование не включать в сюжет линию, когда герой встречается с сестрой. Режиссер пошел на уступки, хотя некоторые моменты убирать отказался. Например, влюбленность Бартенева в учительницу или месть Гандина, подрывающего себя на мине.
Чтобы показанное на экране выглядело убедительно, Губенко искал артистов, чьи даты рождения сценарно совпадали с датами персонажей. Поэтому в фильме снимались дети войны: Александр Калягин, Юозас Будрайтис и Жанна Болотова.
Постановщик также сыграл одну из ролей — воспитателя Григория Криворучко. По сценарию он терроризировал сирот, поэтому никто из приятелей Губенко не хотел играть этого героя. Пришлось сниматься самому.
Фильм получился завораживающим: он прокатился по многим фестивалям и после просмотра даже скептически настроенные люди неизменно плакали.