Несмотря на то, что фильм «Снегурочка» (1968) показывали в рамках передачи «В гостях у сказки» или в просто в дни школьных каникул, эта вещь недетская и довольно жёсткая, хотя бы потому, что в финале снежная девушка растворяется в воздухе, что равносильно её смерти.
Уход главного героя, не маркированного, как «отрицательный», это значительная нагрузка на детскую психику, но в СССР не творили ничего, калечащего сознание ребёнка – фабула рождала изысканную печаль, а не страх, а вот изысканно печалиться в позднем СССР умели, как нигде и никогда (разве что в Серебряном веке).
Интересная деталь! Киносюжет создал Павел Кадочников, наш красавец 1930-1950-х. Вместе с тем, он играет роль Берендея, тогда как в юности он долгое время был Лелем на сцене Ленинградского ТЮЗа, и «Снегурочка» воспринималась им, как своеобразная «путёвка в жизнь».
Сам же он взял на роль Леля ещё одного актёра с «комсомольским» типом наружности – Евгения Жарикова, через несколько лет снявшегося в сериале «Рождённая революцией», что закрепило за ним образ «хорошего парня». Да. ТЮЗ – это намёк. То есть уже в 1930-х пьесу отнесли к детско-юношеским постановкам.
Александр Островский никогда не писал для малышей и гимназистов! Только для взрослой публики. «Снегурочка» — это некий ответ на запрос эпохи. В 1870-х годах во всём мире в моду вошло «сказочно-романическое» язычество, причём своё, родное, не то в противовес античности, не то — в продолжение её же.
Мол, есть у каждого европейского народа свои корни и своя поэтика. Островский не выдумал эту героиню, а взял её из популярного сборника Александра Афанасьева, собирателя сказок. О снежной внучке-дочке есть несколько сюжетов, и Островский достроил то, что заложено славянскими предками.
«Снегурочку» весьма активно ставили, а Николай Римский-Корсаков создал роскошную оперу. И всё для господ почтенного возраста. Ибо речь шла не только об эстетизированном язычестве, но и о превратностях любви, отношений, понимания свой-чужой. Вот!
В детстве это завораживающая легенда о несуществующем племени солнцепоклонников. Потом пришлось удивляться, что верховное божество древних славян вовсе не Ярило. А ведь в фильме (и пьесе) отлично показано, как холодность привлекает больше, чем яркость (яркость, ярость, Ярило – всё в тему).
Там есть жизненная коллизия – богатый жених Мизгирь прибывает с гостинцами к своей невесте Купаве – первой красавице тамошних сёл. В фильме её играет Ирина Губанова – тоже правофланговая комсомолка из фильма «Первый троллейбус» (1963). Всё хорошо, пока Мизгирь (эффектный Борис Химичев) не встречает белокожую, тихую и равнодушную богиню.
В ней всё нездешнее. По задумке Островского она – дочь лютого Мороза и нежной Весны, то есть прохладная. Тогда мужчина отвергает «земную» Купаву и устремляется …к эстетически-выверенной грёзе. Влюблён в неё и местный интеллигент – Лель.
Потому что она – красива и недоступна единовременно. Потом, когда Снегурочка просит у Весны «жар сердца», становится на пару часов «земной девицей», она …погибает. Потому что жар – не её природное. И Мизгирю она бы надоела быстро — обычная-то (хорошо, что растаяла, не успела разочароваться).
Этот момент упускается, хотя, был заложен Островским, который был этаким народным философом – неслучайно многие его пьесы имеют отсылки к пословицам и поговоркам. «Не в свои сани не садись» — тоже его произведение, хотя, на другую тему. Снегурочка попросилась не в свои сани. Результат немного предсказуемый.
Впрочем, она с самого начала пошла к людям в надежде на какую-то «новую, счастливую жизнь», а получила маргиналов в виде «приёмных родителей» и жизнь в социуме, которому она чужая и – неприятная, несмотря на волшебную красоту.
Актриса Евгения Филонова идеально показывает «никакую» девушку с замороженными чувствами. Наделённая «током любви», она становится …назойливой истеричкой. Однако всё это видит уже зритель от 16 и старше. В детстве это – некое таинство из глубин праистории.
После этой вещи мне стали интересны славянские височные кольца и вообще эти залы в Историческом музее. Умели в СССР выстраивать мостики и дорожки к новым знаниям! А Снегурочка трансформировалась и стала …помощницей Деда Мороза на праздниках Новогодней Ёлки.
Иногда её называли внучкой Мороза, что естественно — он же Дед. А это уже парадоксальное … советское неоязычество — по сути Мороз, Снегурочка, все эти: «Ёлочка, зажгись!» — это глубинная тема, пантеистическая. Наш Советский мир никогда не был атеистом. Всё тоньше.