«Зигзаг удачи» — почему оттуда вырезали эротическую сцену между Леоновым и Скобцевой? ч.2

Роль Алевтины, приемщицы в фотосалоне «Современник» и одновременно председателя месткома, досталась Валентине Талызиной совершенно случайно. Если роль Орешникова писалась на Иннокентия Смоктуновского, то роль некрасивой, жаждущей выйти замуж, но при этом с очень большим чувством собственного достоинства Алевтины, писалась для Алисы Фрейндлих. Рязанов ее запомнил еще с проб на роль Шурочки Азаровой в «Гусарской балладе».

Это в Ленинграде Фрейндлих тогда уже была театральной звездой, но вот в кино она еще не очень заметна, играла второстепенные роли подружек главной героини. Ее самая большая роль в кино к тому времени была в «Похождениях зубного врача» Элема Климова, она даже пела там песенки Новеллы Матвеевой и Юлия Кима под гитарку. Но фильм очень скоро попал в опалу и мало кто успел узнать и оценить Алису Бруновну.

Сыграть Алевтину Фрейндлих не удалось, помешала беременность. А так она гораздо раньше приобрела бы всесоюзную известность. Вместо нее знаменитой стала актриса московского театра им. Моссовета Валентина Талызина. Очень талантливая, с очень красивым голосом, но не с очень красивой внешностью. В кино она тоже к тому времени снималась только в микроскопических ролях второго или третьего плана. К примеру, немецкая диверсантка Суконкина из «Путь в «Сатурн».

Партнером ее был уже общепризнанный Евгений Евстигнеев. Евстигнеев играл директора автобазы Ивана Степановича Калачева, откровенного до хамства, но по своему честного и порядочного человека. Такой симбиоз из товарища Дынина и режиссера из «Берегись, автомобиля».

Самый первый день съемок пришелся на сцену смотрин Алевтины в качестве невесты для Калачева. Талызина очень волновалась перед съемками с таким корифеем как Евстигнеев. Но тот ее успокоил своей простотой общения. «Я тут четвертинку водочки захватил. Давай после съемок выпьем маленько?»- предложил он Талызиной. Та, конечно же, согласилась. Потом в ходе последующих съемок фильма к ним присоединился и Георгий Бурков, составилось классическое «на троих».

Вот эта сцена смотрин.

Она появилась в столовой, одетая в лучшее платье, где пышный бант заменял отсутствующую грудь.

Смотрины прошли неудачно. Что жених, что невеста рассчитывали на большее.

— Вот вы думаете, Иван Степанович, некрасивая я. А это не так. Просто у меня денег не хватает. Вот если бы я могла купить туфли на шпильках, ажурные чулки, платье-джерси и модное пальто, меня бы любой в жены взял! И не ходила бы я с таким охламоном, как вы!

И как говорится — бойтесь исполнения своих желаний. Появились у Алевтины деньги и вот она уже во всем новом, давно желанном.

Калачев вздрогнул.

Дело в том, что Алевтина, наконец, осуществила мечту. В несусветной шубе с чернобурым воротником и чернобурым подолом она гордо подплыла к Ивану Степановичу. На голове ее торчала модная шляпка, которая вместе с шубой безобразила ее, как могла. Оказалось, что даже Алевтину можно изуродовать.

Алевтина прошла перед Калачевым, как манекенщица, расстегнула пальто и сказала:

— Обратите внимание на платье из цветных кружев. Верхняя часть бесформенная, нижняя — суженная…

Платье не доходило до колен и открывало ажурные чулки. Алевтина выставила ногу, слегка согнув ее.

Калачев покраснел в первый раз в жизни. Ему было стыдно перед окружающими. У Ивана Степановича появился повод сбежать от невесты раз и навсегда, но он доказал, что он настоящий мужчина и добрый, любящий человек.

— Тебе это очень идет, Аля! — произнес он отчаянно. — Да, очень!

— Лидия Сергеевна помрет от зависти! — победоносно заявила Алевтина.

— Конечно, помрет!

Калачев мужественно взял Алевтину под руку и повел ее на виду у всех.

Алевтина была так счастлива, что не видела ничего вокруг. Иван Степанович старался не смотреть по сторонам, чтоб не встретиться взглядом с кем-нибудь из знакомых.

Комедийный дуэт Талызиной и Евстигнеева получился виртуозный. Плюс Георгий Бурков, играющий пьющего «свободного художника», ретушера Петю, имеющего свой взгляд на то как потратить свалившиеся шальные 10 тысяч рублей, выигранные Орешниковым.

И я уже все подсчитал. Ты можешь купить 3484 пол литра и еще останется девяносто две копейки на закусь! Если ты будешь пить по литру в день…

— По литру? — растерянно переспросил Орешников.

— То тебе хватит на пять лет. А если еще сдать посуду…

Это трио — Евстигнеев, Талызина и Бурков и делают основную комедийную составляющую «Зигзага удачи». И в первую очередь при упоминании о фильме вспоминаются реплики Евстигнеева и Талызиной о браке и семье и » зато потом будет что вспомнить» Буркова.

Талызиной Рязанов предрек, что после «Зигзага удачи» она станет знаменитой, но будет играть только некрасивых героинь. А внешность Буркова он охарактеризовал как «пьющего русского интеллигента». И как припечатал обоих. Так они от этого клейма и не избавились.

И из-за феерической игры этой троицы ушел в тень образ директора фотосалона Полотенцева в исполнении Грибова. Сюжетная линия его героя — отца десяти детей, и его жены, матери-героини, в исполнении Антонины Дмитриевой, полностью исчезла из фильма.

В тени оказалась и одна из самых востребованных в то время советских киноактрис, настоящая русская красавица Валентина Теличикина, игравшая Оленьку, работницу сберкассы, любимую девушку Орешникова.

Контролер сберкассы Оля была маленького роста, и чтобы посетители сберкассы могли ее разглядеть, подкладывала под себя два тома Большой советской энциклопедии. А разглядеть Олю стоило. Хотя она всю сознательную жизнь считала и пересчитывала чужие деньги, отпечаток зависти не лег на ее славную физиономию. Хорошенькие девушки в магазинах, парикмахерских или сберкассах раньше ждали сказочного принца или, на худой конец, миллионера. Теперь они ждут космонавта или, на худой конец, киноартиста. Оля надеялась, что откроется дверь и в сберкассу, чтобы разменять сторублевую купюру, случайно зайдет живой Рыбников, увидит ее, Олю, и скажет:

«Отказываюсь от жены своей, киноактрисы Аллы Ларионовой — тебя я всю жизнь ждал!»

Но шли дни, превращались в месяцы и годы, а Рыбников все не заходил.

Зато зашел молодой авантюрист Орешников и Оля своей счастливой рукой продала ему выигрышную облигацию.

В фильме скромная Оленька соперничает с примадонной фотосалона Лидией Сергеевной за сердце Володи Орешникова. А кроме того, с той же Лидией Сергеевной за звание «примадонны фотосалона» втайне соперничает и Алевтина. Кажется, силы не равные. Вот кто Алевтина

И кто Лидия Сергеевна

Так же как и где Оленька

И где победительница одного из этапов на приз имени Орешникова Лидия Сергеевна

Да, Лидия Сергеевна победила на одном из этапов борьбы за Орешникова. Бросила своего мужа, безымянного рентгенолога, страшного ревнивца и жадину

Никто из знакомых не знал имени этого серого мужчины. Все называли его просто: «Муж Лидии Сергеевны». Он не смотрелся рядом с женой, как винегрет рядом с леопардом.

Ты зачем мебель вывез? Ты доигрался со своею мебелью. Я полюбила другого человека!

Лидия Сергеевна решила обратить свое внимание на новоявленного «миллионера» Володю Орешникова. И со всею беспощадностью леопарда приступила к завоеванию, красота это страшная сила. В фильме была даже постельная сцена между Скобцевой и Леоновым.

Напор атакующей стороны оказался настолько пленительным, что Владимир Антонович был готов к сдаче в плен. Орешников напоминал беднягу кролика, который добровольно идет в объятия удава. А удав, как везде написано, самая красивая змея на свете, и поэтому задыхаться в его объятиях приятней, чем в любых других…

Лидия Сергеевна лежала на диване, укрытая пледом, Владимир Антонович расположился у нее в ногах.

— Лида, уже поздно. Пойдем, я тебя провожу! — Орешников с некоторым опозданием корил себя за капитуляцию.

— А чего я дома не видела? — лениво ответила Лидия Сергеевна.

— Нехорошо, муж будет беспокоиться… — гнул свою линию любовник.

— Не выпроваживай меня! Я тебя люблю и остаюсь здесь навсегда!

Орешников понял, что попал в безвыходное положение и заслужил это. Надо было выпутываться.

— Иди ко мне! — позвала Лидия Сергеевна.

— Обожди! Я думаю!

Сцена в фильм не вошла, остались только фотографии. А думал Орешников о том, как направить любовную энергию примадонны в меркантильное русло. Он предложил Лидии Сергеевне похитить у других членов кассы взаимопомощи свои доли от выигрыша по облигации, которую у него коллеги по работе отобрали в целях социальной справедливости.

И ему это удалось. Лидия Сергеевна поддалась на провокацию, ушла переодеваться к себе домой, и больше ее к себе Орешников не пустил. Вернулся к Оле.

Стоило ли вырезать эту сцену прелюбодения Орешникова и Лидии Сергеевны при наличии ее в сценарии? Наверное, да. Во-первых, зритель с большим сомнением отнесся бы к Евгению Леонову в качестве героя-любовника. Никак этот плюшевый Винни-Пух на роль прелюбодея, изменщика такой прелестной Валентине Теличкиной не подходит. Просто по Станиславскому зритель сказал бы «Не верю» и освистал бы Рязанова.

А во-вторых, эта сцена, когда Лидия Сергеевна, как прекрасный удав, заглатывает в качестве кролика отчаянно сопротивляющегося Орешникова, никак не согласуется с его образом красавца-авантюриста.

Что же нам показал Рязанов? Казначей кассы взаимопомощи Орешников, злоупотребляя своим служебным положением, похитил из этой кассы 20 рублей, завладел ими и приобрел облигацию 3% выигрышного государственного займа. По этой облигации он выиграл 10000 рублей (тут у авторов фильма ляп, по одной облигации максимальный выигрыш — 5000 рублей). Чтобы скрыть хищение, он собирался тайно возместить ущерб, но не успел, так как был разоблачен председателем месткома Алевтиной и сам на радостях проболтался.

Обуреваемые завистью и жаждой наживы, члены кассы взаимопомощи вместо того, чтобы сдать проклятого расхитителя общественных средств в компетентные органы с приложением вещдока-облигации, укрыли совершенное преступление. В целях ложно понятой социальной справедливости они отобрали у Орешникова вещдок-облигацию и решили поделить выигрыш между собой. На каждого вышло более чем 800 рублей.

После дележки мир и согласие в коллективе фотосалона восстановились. Но удачный опыт Орешникова толкает теперь уже всех членов кассы взаимопомощи еще раз попробовать на общественные деньги купить облигацию. Финал фильма остается открытым, но в повести указано, что больше они ничего не выигрывали. То есть коллектив фотосалона решил испытывать судьбу в поисках шальных денег. Лучше бы они действительно их пропили и «было бы что вспомнить».

В общем, то, что заявлялось Рязановым

«Зигзаг удачи» рассказывал о том, как шальные деньги сделали славных людей злыми и алчными.

в фильме показано, но вот то, что этот порок корыстолюбия наказан — нет. Наоборот, «славным людям» понравилось быть «алчными» и они и дальше пустились в азартные игры с государством. Правда, неудачно. А разве можно удачно этими играми заниматься? Наверное, тут есть некоторое предостережение для других.

Но вот почему Рязанов так прохладно отнесся к фильму? Не удовлетворил показатель количества зрителей посмотревших фильм — 23,8 млн. в течение первого года? В принципе неплохо, если учесть, что в тот же, 1969 год, вышла на экраны «Бриллиантовая рука». Рязанов, как обычно, жалуется, что кто-то из начальства был недоволен фильмом, потому его пустили вторым экраном по городским окраинам. А чего не вообще по трущобам?

«Зигзаг удачи» вышел тиражом в 1618 копий, очень высокий показатель и не для «второго» экрана. Тот же «Берегись, автомобиля» был выпущен тиражом в 1183 копий. Замечательный военно-патриотический фильм «Горячий снег» имел 755 копий. Так что обижаться Рязанову и в этом вопросе не на что. И критика благосклонно приняла фильм. Отмечала его динамизм, занимательность сюжета, комедийность, великолепную игру актеров.

Единственный недостаток — новогодний комедийный фильм был снят черно-белым. Все последующие фильмы Рязанова были уже цветными.

Ну и пусть Рязанову не нравится. Зато нравится нам!

Оцените статью
«Зигзаг удачи» — почему оттуда вырезали эротическую сцену между Леоновым и Скобцевой? ч.2
Лизочек — ведьма-неудачница?