Мелодраму «Зимняя вишня» (1985) до сих пор обсуждают много и с удовольствием. И да – не надоедает. Фильм Игоря Масленникова – настоящий шедевр, хотя, на момент премьеры казался обычным-типичным. Однако не забыт.
Вместе с тем, фильм – страшный. Реально. Во-первых, потому что в нём есть три варианта ущербного пути – битая хоккеистом Валюшка, стойкая разведёнка Лариса и, наконец, печальная полюбовница Оля, ждущая своего потёртого Вадима.
Во-вторых, потому что здесь принципиально отсутствует хэппи-энд. Просто, как вариант развития. Валентину так и будут лихо колошматить, Лара так и останется держать оборону от «этих мужиков», а Оленька сделала выбор в пользу томительного ожидания, редких встреч и – разочарований.
Этим «Зимняя вишня» отличается от «Москва слезам не верит» — в последней всё оптимистично. У Тоси – муж-дача-трое детей, у Кати – высшее достижение, Александра и – принц Гоша, а Людмилочка – та, по-прежнему, исполнена грёз о выгодном спутнике жизни, причём, имея московскую квартиру, набитую антикварными комодами.
Все женщины получили своё по первому разряду. Во всяком случае, московский финал – на мажорной ноте. А «зимне-вишнёвые» ленинградские дамы? Этим – ни черта. Тотальный минор и серенький морок, иногда скрашиваемый воплями побиваемой Валентины. Но всё внимание на Ольгу, как на главное действующее лицо.
Эта женщина привыкла жить «со сломанным выключателем» — я как-то уже писала, что именно этот бытовой момент гораздо больше символизирует кино-фабулу, чем метафорическая вишня.
Как правило, все обращают внимание на то, что Ольга променяла респектабельную, хотя, наверное, и скучноватую жизнь с Гербертом на продолжение вялотекущего горе-романа с Вадиком. Но не этот момент – самый печальный.
В конце-то концов, женщина не любила упакованного прибалта. Так, был приятен, как все обходительные, заботливые, красивые люди. Она не могла отказать Герберту, но не и не хотела с ним ехать, а тут подвернулся случай ничего не менять в накатанной жизни.
Самый ужас не в том, что она не поехала в Швейцарию, а в том, что она опять оказалась в своём дворе-колодце с этим Вадимом и унылыми грёзами о совместной жизни.
Больше того, если бы герой Виталия Соломина всё-таки разорвал семейные путы и прибежал к Оле с маленьким чемоданчиком, вчерашние любовники надоели бы друг другу быстрее, чем закипел совместный утренний чайник.
Их союз кое-как держался на мимолётности встреч, воспринимавшихся, как праздник. Унылая Оля с её скорбным личиком жертвы транслировала зрителю: счастья нет и не будет. Только скука.
Разрыв с Вадимом тоже ничего не изменил бы – она словно обречена быть скучной. Она как бы говорит своим видом: «Счастливый путь мне заказан, да и не нужен. Пойду ещё немного пострадаю».
Иногда пишут, что виновата в том актриса – Елена Сафонова со своей меланхолией в очах, но, даже, если заменить её, допустим, на бодрую Елену Цыплакову, ничто не изменится. Просто было бы чуть больше агрессии.
P.S. Я не рассматриваю коммерческие продолжения «Зимней вишни», снятые в 1990-х – это вообще не искусство, а потому развиваемые там сюжетные линии малоинтересны априори.