Конечно, когда смотришь фильм «Карнавал», то основное внимание уделяешь Нине, девочке-провинциалке, отправившейся вслед за мечтой — покорять Москву. Однако не менее интересны персонажи второго плана. Пусть у них мало экранного времени, но именно они оказывают решающее воздействие на судьбу Нины. И сегодня я хочу поговорить о семье Михаила Иосифовича Соломатина.
Михаил, как следует из разговоров бабы Зинаиды (его матери), когда-то уехал из провинциального Оханска покорять Москву. Для того, чтобы понять его мотивы, надо четко представлять себе, кто такой Михаил. Он полностью творческий человек. И профессию выбрал такую же — художник. Творческие люди это люди с другим типом мышления. Неспроста говорят, что они на голову тюкнутые. Нет, они не тюкнутые, они живут другими категориями. Их мир — мир эстетики, вдохновения, случайных приливов идей. Для них крайне важна самореализация, самовыражение, эмоциональный обмен с понимающими людьми.
Поэтому Михаил и уехал в столицу — ну что ждало бы его в этом самом Оханске? В лучшем случае рисовал бы афиши для местного дворца культуры да плакаты «Мир, труд, май». Москва другое дело. Тут театры, телевидение, радио, печать, выставки, тусовки, вся творческая элита здесь. Здесь свои.
А вот земное их интересует крайне мало. Творческие люди часто оторваны от реальности и по этой причине нередко не могут монетизировать свое творчество. Поэтому Михаил столько лет не приезжал домой, не интересовался дочерью — это земное, а у него звезды, у него картины, у него книга, которую он пишет. Конечно, нельзя не заметить его некоторую инфантильность, выражающуюся в вечном побеге от ответственности, от тяжелых разговоров. Он предпочитает уклоняться от всего, что способно ранить его нежную душу.
Его нынешняя жена, Жозефина Викторовна, видится его противоположностью. Она сразу вникает в суть вопроса, прикидывает расходы, не стесняется задать «неудобные» вопросы — пусть и вежливо, но она их задает. Она женщина целеустремленная, трезво смотрящая на жизнь и умеющая расставить границы одной лишь интонацией или взглядом — жизнь в коммуналке очень хорошая школа. Трудно сказать, как они сошлись, история их отношений осталась за кадром, а мы можем только предполагать. Жозефина не юна, но выглядит очень хорошо, возможно, брак у нее, как и у Михаила, тоже не первый. Есть ли у них общие интересы? Такое ощущение, что нет, а объединяет их только общая постель. А может, уже и она не объединяет — то, что между супругами «высокие» отношения, бросается в глаза, да и вопрос Жозефины, был ли Михаил в Оханске один, говорит о многом.
И в целом впечатление, что такие отношения у них были всегда. Почему Жозефина Викторовна вышла замуж за Михаила? Может быть потому, что ей такой муж и нужен — покладистый, молчун, не стучащий кулаком по столу на предмет кто тут хозяин, приносящий домой деньги и не мешающий жить своей жизнью? Или она думала, что провинциал будет благодарен ей за пропуск в московскую жизнь? А что было нужно Михаилу? Первое, что приходит в голову — прописка. Ему было нужно закрепиться в Москве, устроиться на работу. Договорной брак — бывает. К тому же хорошо чувствуется некоторое раздражение Жозефины Викторовны по отношению к мужу. Значит, какие-то обиды есть.
Может, просто наплел ей с три короба о себе, как об успешном и перспективном художнике, она и повелась? А там оказался пшик. А разводиться — оно надо? развод в те годы осуждали, да и отдельная жилплощадь светила. Так и проживут. Вырастят сына, точней, Жозефина вырастит, а потом, может, наконец, и разбегутся.