Злой рок и ценность подарков судьбы в жизни Любови Добржанской

Любовь Ивановна блистала на подмостках. Зрители валом валили на спектакли с её участием. А вот сниматься в кино соглашалась неохотно.

Но именно экранные образы сделали актрису всесоюзно знаменитой. Талантливая, обаятельная женщина имела все шансы быть успешной и счастливой. Но судьба постоянно посылала ей испытания. С последним актриса не смогла справиться.

Враги народа

Любовь Ивановна родилась в Киеве, там и прошло её детство. Отец — дворянин, до 1917-го служивший в царской армии и отличившийся в боевых действиях, — имел множество наград.

За что и был арестован вскоре после революции. После пяти лет на Соловках был освобождён, но не имел права жить в больших городах и поселился в Казахстане, вдали от семьи, где стал работать пастухом.

Мать — в прошлом выпускница дворянской гимназии, — оставшись без мужской поддержки, сама растила двоих собственных детей и племянников, нанимаясь на любую работу, чтобы дети не голодали. Любовь во всём помогала матери.

Но не забывала и о своей затаённой мечте.

Девушка прошла обучение в театральной студии, после чего была принята в Киевский Русский театр драмы. Здесь она играла Негину в «Талантах и поклонниках» А. Н. Островского, комиссара в «Оптимистической трагедии» Вс. Вишневского.

Здесь встретила свою первую любовь, соединив судьбу с актёром театра Иваном Червинским. Но вскоре молодой супруг, сын священника, был арестован по чьему-то доносу и попал в тюрьму, где, не выдержав издевательств, покончил с собой.

Молодой женщине тяжело далось это испытание, и она находила забвение и утешение лишь в работе. Вскоре её слава актрисы гремела на весь Киев.

Театральный роман

Режиссёр театра Владимир Александрович Нелли-Влад поддерживал талантливую актрису, на плечи которой с юных лет падали такие беды. Дружеская опека вскоре сменилась более серьёзными чувствами и переросла в театральный роман.

Почему пара рассталась — неизвестно. В одних источниках говорится, что режиссёр не мог ради новой любви оставить больную жену. В других говорится, что они поженились, но вскоре развелись из-за решения Добржанской уехать в Москву.

Переезд в столицу

Любовь Ивановну пригласили в Театр Советской Армии. Получив комнатку в театральном общежитии, актриса перевезла в столицу и свою пожилую мать, которая нуждалась в уходе и внимании дочери.

Новая жизнь давалась нелегко, женщины сполна ощутили здесь свою одинокость. Главных ролей Добржанской не давали.

Театральную судьбу актрисы решила случайность. Для постановки комедии «Укрощение строптивой» в 1937 году режиссёр никак не мог подобрать актрису на главную роль.

Перепробовав всех участниц труппы и не найдя нужной кандидатуры, он решил посмотреть в спектакле киевскую артистку. И она идеально вписалась в роль!

Своим присутствием в сюжете постановки артистка придала ей новых красок и очарования. Московские зрители заговорили о загоревшейся новой театральной звезде. А на её спектакли стали выстраиваться очереди.

Счастье снова замаячило на горизонте. Здесь же уставшая от испытаний женщина нашла сердечного друга — артиста Осипа Шахета, с которым вступила в брак.

Рядом была любимая мама. Они вместе добивались разрешения для отца о воссоединении с семьёй.

Но в 1941 Любовь Ивановна узнала, что отец умер от инфаркта. Впоследствии она не смогла даже найти место его захоронения в Казахстане. А в 1949 сердечный приступ унёс жизнь её мужа.

Роль мамы

В театральном мире актриса была знаменита и популярна. А вот съёмки в кино её мало интересовали.

До приглашения Эльдара Рязанова в свою комедию «Берегись автомобиля» она снялась лишь в двух лентах: «Свет над Россией» (это была роль в эпизоде) и в телеспектакле «Учитель танцев», где сыграла Фелисиану.

Зато после появления рязановской картины на экранах режиссёры стали звать её на похожие роли. Но актриса отказывалась воплощать однотипных персонажей.

Не смогла отказать лишь Рязанову, согласившись сыграть маму Жени Лукашина в «Иронии судьбы».

Личная жизнь актрисы заиграла новыми красками, когда она стала выступать с концертами (её исполнение романсов имело успех!), на которых её неизменным аккомпаниатором был Виктор Яковлевич Кручинин, сумевший стать настоящим другом и любимым человеком.

Выходец из артистической цыганской среды, он виртуозно играл на гитаре. Правда, и у него были незаживающие раны: побывав во время войны в плену, где его пытали, Виктор Яковлевич постоянно страдал от старых ран.

Но Любовь Ивановна была счастлива. Она ухаживала за мужем и мечтала умереть с ним в один день. Потерявшая зрение мама тоже нуждалась в уходе. Но для актрисы главным было, что она рядом.

Только умереть с Виктором Яковлевичем вместе ей не удалось. В 1972 её покинула мама, а три года спустя и он.

Одиночество

Всегда очень больно терять близких людей. И, наверное, невыносимо больно потерять всех, почувствовать своё полное одиночество. Любовь Ивановну какое-то время спасал от отчаянья театр.

Но внезапно подкралась болезнь старости, неизлечимая и беспощадная. Актриса стала забывать тексты. Переставала узнавать знакомых…

В 1977 году она в последний раз сыграла маму в картине Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда». На этот раз её сыном был московский врач Сергей, которого играл Олег Даль.

В декабре 1978 года по случаю 70-летия актрисы коллектив ЦТСА торжественно чествовал почётную юбиляршу театрализованной программой.

А Любовь Добржанская прощалась с театром. Обладая повышенной требовательностью к себе, она понимала, что пришла пора принять это роковое решение.

Какое-то время она ещё присутствовала на репетициях. А потом…

3 ноября 1980 года Любовь Добржанскую в этом же зале провожали в последний путь. Когда после панихиды гроб с телом несли через сцену в зрительный зал, зазвучал грустный вальс из «Вишнёвого сада».

Видимо, кто-то помнил о её мимоходом высказанном желании уйти в последний путь под его звуки. Основную мелодию здесь вела гитара — гитара её Вити. Она уходила к нему.

Свой последний приют актриса нашла на Ваганьковском кладбище рядом с могилой Виктора Яковлевича Кручинина.

Оцените статью
Злой рок и ценность подарков судьбы в жизни Любови Добржанской
Позорили колхозников: как снимали «Дело было в Пенькове»