Странным образом в фильме «Последнее дело комиссара Берлаха» (1973) переплелись судьбы главного героя и актёра, его сыгравшего.
В роли комиссара Берлаха, которому поставили смертельный диагноз, появился Николай Симонов, патриарх советского театра и кино, который тоже был неизлечимо болен.
Николай Симонов успел застать выход телеверсии картины, но в кинопрокат картина вышла уже после его ухода.
В основе фильма — роман «Подозрение» швейцарского писателя Фридриха Дюрренматта. Комиссар Берлах впервые появился в более раннем романе Дюрренматта, а в «Подозрении» его история продолжилась. Сам роман автор создавал в начале пятидесятых, и тогда тема фашистских зверств в концлагерях была на слуху: не прошло и десяти лет после окончания Нюрнбергского процесса, ещё живы были те, кому посчастливилось выбраться из этого ада живыми. Сценарий написал Андрей Шемшурин, а ставил фильм Василий Левин, уже очень опытный режиссёр, которому здесь прекрасно удалось создать атмосферу психологического напряжения, подсознательного страха, ощущения чего-то необъяснимого, но пугающего.
Начинается история с того, что в швейцарском городке происходит автокатастрофа. Прибывший полицейские слышат от умирающего водителя последние слова: мужчина говорит о докторе Неле. Позже становится известно, что погибший в войну был охранником в концлагере Штутгоф, а
Неле был лагерным врачом. Но не посто не просто врачом, а истинным садистом, практикующим бесчеловечные опыты, в том числе сложные операции без наркоза (прообраз Неле очевиден — это Иозеф Менгеле).
Неле обещал узникам, что если они выживут после операции, то их освободят, но никто после таких экспериментов не выживал. За расследование аварии берётся пожилой комиссар Берлах. У Берлаха онкология, ему остались считанные месяцы, но, к счастью,рядом с ним давний друг — доктор Хунгертобель, талантливый врач, который старается облегчить жизнь Берлаха.
Комиссар обсуждает подробности расследования с Хунгертобельтом и отмечает, что сейчас никто не знает, как выглядел Неле: осталась лишь нечёткая фотография, где тот в медицинской маске и видны только глаза. После войны врач-убийца покочнил с собой и вроде бы история завершилась. Но увидев фото, Хунгертобель вздрагивает: ему чудится что-то знакомое. Взгляд человека в маске напомнил ему взгляд парня, с которым он когда-то обучался медицине, Фрица Эменбергера. Эменбергер тоже отличался повышенным интересом к смерти и мучениям, но у него есть алиби: в годы войны он находился в Чили, это известно точно. После победы над фашизмом Эменбергер вернулся в Швейцарию, и
сейчас у него репутация успешного врача, имеющего собственную клинику, куда стремятся попасть пациенты, в том числе неизлечимо больные. Коллеги-медики, в том числе Хунгертобель, считают, что Эменбергер практикует неоднозначные подходы к лечению, однако пациенты его боготворят.
И тут у него появляется мысль: а что, если Неле и Эменбергер — одно лицо? Чтобы разобраться, Берлах сам отправляется в клинику под видом пациента и соглашается на метод Эменбергера, который, к слову, оказывается весьма импозантным мужчиной, спокойным, с умиротворяющим и убаюкивающим голосом, дарящим надежду. Может ли такой человек быть садистом?
Дальше рассказывать не буду. Отмечу лишь, что в сюжете появятся несколько бывших узников концлагеря: человек по прозвищу Гулливер, единственный, кто перенёс изуверскую операцию Неле и выжил, доктор Марлок, которая ради выживания стала лагерной любовницей Неле, а теперь трудится в клинике Эменбергера, и карлик, которого Неле должен был уничтожить в лагере, но спас ради забавы, чтобы использовать как живую игрушку.
Роль Берлаха Василий Левин отдал Николаю Симонову, а вот Эменбергера (или Неле?) сыграл Андрей Попов. Надо сказать, что
Андрей Попов не так часто играл отрицательные роли, но здесь он великолепен: от его злодейского спокойствия становится не по себе.
Роль доктора Хунгертобель — у Николая Волкова, Эдит Марлок — Светлана Коркошко,
в роли приятеля Берлаха, журналиста Форчига, немного эксцентричного, но доброго, — Александр Бениаминов,
а Гулливера сыграл Николай Гринько.
Европу в советском кинематографе традиционно изобража Прибалтика,так что группа отправилась на съёмки в Ригу, улочки которой не раз становились красивыми декорациями для самых разных картин. В кадр попал и знаменитый Домский собор, который тоже можно видеть в десятках фильмов. Узкие переулки, темнота, пустынные проходы чётко подчеркивали настроение ленты и нагнетали атмосферу. Киноведы и сейчас отмечают, что режиссёр Василий Левин и оператор Вадим Авлошенко точно поймали ракурсы, светотени, планы. Всё это сыграло на руку картине. Правда, многие во время съёмок отмечали, что главный исполнитель чувствует себя неладно:
Николай Симонов частенько уставал и кашлял. Но все, включая самого артиста, списывали это на обстановку (фильм снимали летом, погода стояла жаркая и сухая), да и возаст, видимо, сказывался: Николаю Симонову было уже 70.
Однако через несколько месяцев, когда актёр всё же решился обратиться к врачам, стало понятно, что у него онкологическое заболевание и оперировать уже поздно.
«Последнее дело комиссара Берлаха» вышло на телеэкраны в конце лета 1972 года. В апреле следующего года Николай Симонов скончался. Кинофильм отправили в кинотеатры весной 1974.
Детектив советую к просмотру без колебаний. Несмотря на то, что особой динамики нет и антуражно «Последнее дело комиссара Берлаха» даже больше походит на фильм-спектакль, оторваться невозможно.
Особо впечатлительным временами стоит закрывать глаза: на экране показывают настоящие снимки из концлагерей.
Андрей Попов по-настоящему страшен, это классический маньяк, под собственную игру на пианино неспешно повествующий об убийствах.
После просмотра фильма захотелось прочесть оригинал. А к тем, кто уже посмотрел кино, вопрос. Как вы думаете, кто озвучивал Николая Гринько? Совершенно точно он говорит не своим голосом, по одной из версий его озвучил Борис Зайденберг, по другой — Владимир Заманский. Я склоняюсь к первому варианту.