Знатоки, «Подпасок с огурцом» и мнимая интеллигентка Муза Боборыкина

В этом фильме рассказывается о моде на антиквариат в 1970-х годах, криминализации рынка «старины» и — подделках, которые впаривали богатым-и-тупым «любителям», вроде той Мадам Стройматериалы, что не знала, как произнести фамилию Фаберже, но имела средства на покупку ценной вещи.

Кроме этого жулики способствовали вывозу шедевров на буржуазный Запад, что было также показано в главе о «Подпаске…».

Но сегодня мы вспомним о псевдоинтеллигенции на примере Музы Боборыкиной (Лилия Толмачёва) – дочери маститого коллекционера, а на деле, преступника.

Да, Муза не знала, что её папочка ещё в дни Блокады промышлял отъёмом ценностей у голодающих и полумёртвых ленинградцев, среди которых было много обладателей дореволюционных богатств – не только фамильного серебра, но и картин. Муза нам кажется этаким эфирным созданием – тонкая, нервная, вдумчивая. Не от мира сего!

По мере того, как мы «знакомимся» с этой леди, начинаем понимать, что она …ни черта не смыслит в искусстве, а лишь твердит красивые фразы и ориентируется на авторитеты, не веря своим же глазам.

Когда гениальный мистификатор Ким Фалеев (Николай Караченцов) приносит ей свои творения, как «неизвестного Фаберже», искусствовед Муза колотится от восторга, а когда Фалеев протягивает ей свою работу, не маркированную, как Фаберже, мадам снисходит до банальной похвалы.

В те годы водилось очень много, как реальной интеллигенции, так и мнимой, а различить их было крайне сложно. И те, и другие читали одни и те же книги, посещали выставки и театральные премьеры.

Но «реальные» хвалили «Таганку» и Ленком не потому, что все это – в трендах; восторгались импрессионистами или Модильяни, Сезанном не только из-за имён.

Что-то нравилось, а что-то нет. А вот «псевдо» — кидались на то, что входило в обязательную программу интеллектуала 1970-х. Да, интеллигент – ещё и духовная составляющая.

Если вспомнить реакцию Музы на чудовищную правду об отце и муже, то первое, что явно – страх за свою репутацию. Она даже в своём крике: «Я ничего не знала!» автоматически отмежёвывается от родственников. Кроме этого, её пугает перспектива тотальной конфискации имущества.

Боборыкина так привыкла жить среди музейных экспонатов и купаться в обожании гостей-ценителей, что ей невыносима сама мысль о голых стенах. О том, что она останется в одиночестве! У таких персонажей не бывало друзей. Тусовка же быстро смывалась, и её участники переставали даже упоминать о поверженных «мэтрах».

Откуда же бралась мнимая интеллигенция? Культ образованности и книжности, имевший место в СССР, порождал моду на «умение разбираться в искусстве». Тогда многие стремились к защите кандидатской, к написанию книг и работе в издательстве.

Переводчики, реставраторы, музыковеды – это звучало гордо! Помимо всего прочего это хорошо оплачивалось. Отсюда – эти Музы. Имя «говорящее», как часто в сериале о Знатоках. Покровительница искусств и гармонии – абсолютный нуль. Ненастоящая муза.

Оцените статью
Знатоки, «Подпасок с огурцом» и мнимая интеллигентка Муза Боборыкина
Вспоминаем советскую классику: «Неподдающиеся» с Никулиным, Румянцевой и Беловым