«Золотая мина». Любовь Полищук и Лариса Удовиченко попали в этот фильм случайно, а Жанна Прохоренко по знакомству

Как снимали знаменитую сцену в ресторане на плавучем корабле? Почему режиссер разрешил всем актерам сниматься в личной одежде и что осталось за кадром?

24 июня 1978 года впервые по Центральному каналу советского телевидения показали захватывающий двухсерийный детектив «Золотая мина», который снял режиссер Евгений Татарский.

Это был только второй фильм Евгения Татарского, не считая его дипломной короткометражки «Пожар во флигеле», которая получила Гран-при на фестивале телефильмов в Мюнхене. Именно в своей дипломной работе Татарский впервые снял Олега Даля, с которым был очень дружен. Даль не отказал другу, хотя роль там была на пару минут.

Когда через несколько лет Татарский задумал снимать остросюжетный детектив, то в роли Косова — Брунова он видел только Олега Даля. Сценарий про беглого преступника написал еще в шестидесятые годы милиционер Павел Грахов. В Госкино его не утвердили, а потом он почти 10 лет пролежал на полке » Ленфильма». Татарский наткнулся на него случайно и попросил своего друга, сценариста Артура Макарова, за месяц сделать из этой истории «конфетку».

Артур Макаров — приемный сын Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, был близким другим Шукшина, Высоцкого, Тарковского, написал десятки сценариев. В том числе и к таким фильмам как «Приезжая»,»Колье Шарлотты», Новые приключения неуловимых». Вы может его помните и по фильму « Калина Красная», в котором он играет одного из членов воровской «малины».

Артур Макаров жил в гражданском браке с актрисой Жанной Прохоренко, в квартире которой и был убит в октябре 1995 года. Он прожил всего 64 года. Его убийство так и осталось нераскрытым.

Так вот, Макарову эта история жутко понравилась и сценарий будущей «Золотой мины» он написал за 10 дней. Переписал он его изрядно, от первоначальной истории в ней осталось мало. Героя Олега Даля он сделал более обаятельным — он хотел, чтобы зрители сочувствовали ему. А еще Артур Макаров поставил Татарскому условие — обязательно снять в фильме его любимую Жанну Прохоренко. Роль сестры Брунова он заранее писал для нее. Режиссер согласился и слово сдержал.

Актеров режиссер подбирал тщательно — Михаил Глузский, Евгений Киндинов , Игорь Ефимов, Игорь Янковский, Игорь Дмитриев, Татьяна Ткач, Лев Лемке, Олег Ефремов ( Олег Владимирович, не Николаевич)

Многие из них потом снимутся у него в картине » Приключения принца Флоризеля».

А вот Любовь Полищук и Лариса Удовиченко попали в этот фильм совершенно случайно. И огромное спасибо за это ассистенту режиссера Нелли Барковой ( если не врет Википедия, то звали ее так). На роль лейтенанта милиции Татьяны Лебедевой он решил попробовать актрису Светлану Смехнову, ему понравилось как она сыграла в фильме «Дочки — матери» одну из дочерей.

Своей ассистентке ( Нелли) он сказал, чтобы она привела на пробы ту, «которая сыграл дочку Елены Алексеевны и Вадима Антоновича». Сказал, да не уточнил — какую из дочерей звать на пробы. Ну она и пригласила Удовиченко, которая в этом фильме играла Галю. Вот так 22-летняя Лариса Удовиченко попала в «Золотую мину».

Она прошла пробы, режиссеру все понравилось. Он правда потом сказал своей помощнице, что совсем не ту актрису имел ввиду…Но доверился
ее интуиции или вкусу и утвердил Удовиченко на роль.

В роли любовницы Косова — Брунова Татарский хотел видеть роковую блондинку. Свою помощницу Нелли он попросил найти актрису, которая мелькнула в фильме «Семья Зацепиных», который только вот — вот вышел на экраны. Специально посмотрела актрис, которые снялись в этом фильме. Если не считать юную Елену Сафонову ( но она шатенка), то скорей всего режиссер имел в виду актрису Ирину Азер.

Но ассистентка Нелли может что-то не расслышала про блондинку… В общем она позвала на пробы Любовь Полищук, которая тоже играла в этом фильме.

Золото, а не ассистент режиссера! Любовь Полищук в год съемок «Золотой мины» было 29 лет. Она была еще совсем неизвестной актрисой. Олегу Далю — 36 лет, но к тому времени он уже был легендой.

Из воспоминаний Любовь Полищук:

«Приезжаем мы в Питер..Я чувствую — какая-то ерунда… Выясняется, режиссер Женя Татарский сказал ассистентке режиссера: «Нелечка», (мы с ней потом очень дружили и дружим). Он ей сказал: «Привези мне блондинку с карими глазами». Привозят меня…Представьте себе состояние режиссера. Причем съемки, был взят в аренду кораблик, съемки на этом кораблике, и это деньги, и съемочный день должен состоятся. Съемки очень сложные, это одна из самых трудных сцен. И тут еще приходит Олег Иванович Даль. Ну, у меня, конечно, я на подкошенных ножках, глазки в кучку, я пошла в дамскую комнату посидеть, перекурить это дело, передумать. Прихожу, у меня ничего не успокаивается, вот здесь вот колотун, наконец, подошел режиссер и сказал: «Ну, ладно, все, успокоились». Ну, видит, что я просто на грани срыва. Подходит Олег Иванович Даль. Он все сразу понял. Снял очки, взял мою руку, вот так ее облапил двумя руками, прижал к щеке. И посмотрел мне не в глаза, а в зрачки, вот такое ощущение, что он вот перелил в меня это. Может, он волшебник был, я не знаю, но у меня ушел вот этот холодец, я выпрямила спину, я почувствовала себя артисткой и его партнершей. Мы пошли и сыграли все с одного дубля».

Позже критики признают эту сцену одной из самых сильных в нашем кино. И музыка Исаака Шварца удивительно гармонична, как точно он угадал настроение всей картины…

«— Ай-яй-яй, девушка—девушка! Пить в одиночестве, да еще крепленое вино — это ведь верный путь к алкоголизму.

— А я не против коньяка. Возьми. Ты ведь богатый.

— Какие нехорошие слова. В нашей стране нет бедных и богатых. У нас все — трудящиеся.»

  • » А я долго думала и решила — хватит с меня наших совместных радостей,мне бы по-проще чего- нибудь…Сними очки, я уже забыла, какие у тебя глаза.
  • Я думал у меня есть верный друг.Так вот запомни, заявишь в милицию — убью.Ты меня знаешь,нежность моя…Спасибо за любовь и верность.»

Помните, что сначала к Полищук подходит вовсе не Даль, а какой- то подвыпивший мужик? Так вот, это была чистая импровизация! Татарский попросила актера Олега Хроменкова подойти к Полищук и изобразить подвыпившего мужчину, который хочет к ней подсесть. Реакция актрисы была незамедлительной. Она уже вошла в роль!

И сходу быстро его отшила : «Перебьешься, я делегацию жду!«

Все были просто в восторге! Этот момент и оставили в фильме. Кстати, вскоре Олег Даль на съемках фильма «Приключения принца Флоризеля» уже сам выбрал в партнерши именно Любовь Полищук.

Еще пара штрихов. Татарский очень хотел, чтобы в фильме не было фальши. Поэтому даже в массовках у него играли не актеры, а люди с улицы.

Снимали фильм без штатива, а с камерой на плече.Так тяжелей, но зато получается эффект репортажной съемки. Съемки были днем на улицах Ленинграда, даже не останавливали движение. Чтобы все, как в жизни.

Олег Даль снимался в фильме в своей личной одежде. Он один из первых в СССР, кто стал носить модные водолазки и джинсовые куртки.

Да и Евгений Киндинов снимался в своих личных костюмах, модных джинсах и импортных рубашках. Режиссер в плане одежды дал актерам и актрисам полную свободу.

Ну и еще чуть- чуть цитат их фильма «Золотая мина»

— Давай лучше выпьем. Для профилактики против гриппа.

***

— За ваш стол просятся две дамы. Не возражаете?

— Возраст не пенсионный?

— Ну что вы, полный парад.

***

— И вообще, что вас связывало?

— Что связывало? Что и всех. У него деньги водились.

***

Слушай, если ты уйдешь, я напьюсь. И попаду в вытрезвитель. И меня будут разбирать на собрании профкома. А в стенгазете появится заголовок «Он позорит трудовой коллектив».

Оцените статью
«Золотая мина». Любовь Полищук и Лариса Удовиченко попали в этот фильм случайно, а Жанна Прохоренко по знакомству
А что хорошего в Матвее Морозове?