Режиссёра Сергея Тарасова заслуженно считают родоначальником рыцарского кино. В 1975 году он снял фильм о благородном английском разбойнике Робин Гуде, в основе которого были английские легенды, и картина стала своего жанровым рода открытием для зрителей. Позднее появились удачные экранизации рыцарских романов Роберта Льюиса Стивенсона и Вальтера Скотта, причём к прозе последнего Тарасов обратился дважды. Сначала появилась «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» (1982), а спустя шесть лет и фильм по роману «Квентин Дорвард», вышедший с названием «Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» в 1989 году. Интересно, что
почти в каждом новом историческом фильме Тарасов открывал нового актёра, выступавшего в роли главного «рыцаря». Не стал исключением и Квентин Дорвард, роль которого сыграл почти никому не известный выпускник Щукинского училища Александр Кознов, который после выхода фильма стал очень популярным (увы, ненадолго).
Замышляя экранизацию романа «Квентин Дорвард», Сергей Тарасов поставил себе грандиозную цель. Если в предыдущих рыцарских фильмах зрители смотрели на события многовековой давности из сегодняшнего дня, то
на этот режиссёр захотел по-настоящему отправить их в прошлое и погрузить в атмосферу Средневековья.
Это было немного самонадеянно: в конец восьмидесятых советское кино переживало не лучшие времена, финансирование кинопроизводства резко снизилось, да и интересы аудитории сместились в сторону сомнительных комедий и криминальных лент на злобу дня. Костюмную картину с эффектными декорациями снимать было тогда непросто. На помощь пришли румынские коллеги, предоставившие для съёмок замок в Хунедоаре, где создали часть сцен с трюками. Другие замковые эпизоды снимали в Хотинской крепости в Черновицкой области на Украине, которую Сергей Тарасов уже хорошо знал: там он работал над «Чёрной стрелой» (1985), предыдущим историческим фильмом.
В центре сюжета — шотландский рыцарь Квентин Дорвард, намеревающийся попасть на службу к французскому королю Людовику XI. Двигаясь к его резиденции, Квентин знакомится с двумя любопытными горожанами и идёт к королю вместе с ними, но по пути совершает опрометчивый поступок: заметив на дереве повешенного, он обрезает верёвку, чтобы тот не болтался на ветвях. Спутники сообщают Квентину, что Людовику нравится, когда повешенные остаются на виду — это служит уроком для прочих непокорных, но Квентин стоит на своём. Ну а спустя время оказывается, что его новые знакомые — это сам Людовик XI и его прево Тристан.
В замке Людовика Квентин не без помощи своего дяди становится стрелком королевской гвардии и знакомится с красавицей графиней Изабеллой де Круа, укрывающейся тут от нежелательного брака.
Как новичку, ещё не вникнувшего во все интриги и мало разбирающегося в придворных перипетиях, Людовик поручает Квентину Дорварду деликатное дело, связанное с графиней. Стрелку предстоит попасть в несколько переплётов, сразиться с вражескими рыцарями, неоднократно спасти Изабеллу, но в итоге получить заслуженные почести и любовь красавицы.
Сценарий режиссёр написал сам, как и для почти всех своих рыцарских лент.
Актёрский состав тоже подобрали за короткое время. Сергей Тарасов часто приглашал уже проверенных исполнителей, с которыми работал ранее.
Так в фильм попали Борис Химичев (граф де Кревкер) и Леонид Кулагин (дядя Квентина, офицер королевской гвардии, составший протекцию племяннику).
Конечно же, принял участие в съёмках Борис Хмельницкий, он же советский Робин Гуд из фильма Сергея Тарасова.
Правда, теперь Борису Хмельницкому (в органичной озвучке Алексея Золотницкого) досталась роль не рыцаря, а странствующего цыгана, умеющего предсказывать судьбу. Сурового и резкого Карла Бургундского сыграл Александр Яковлев, который частенько воплощал на экране отрицательные образы, прево Тристана — ещё довольно молодой Юрий Кузнецов.
В роли Людовика — Александр Лазарев, блестяще сыгравший короля-интригана,
в роли его брадобрея и одновременно советчика — Александр Пашутин. Роль противника Людовика Гийома де ла Марка получил литовский актёр Витаутас Томкус, тоже прежде работавший с Тарасовым, он говорит голосом Владимира Сафронова.
Небольшую роль режиссёр традиционно нашёл и для себя — это епископ Льежский, коварно погубленный да ла Марком.
Интересно, что свою роль Сергей Тарасов озвучивать не стал, поручив это Олегу Мокшанцеву, который не только часто снимался в кино, но и много лет успешно занимался дубляжом, озвучивая как советских коллег, так и иностранных.
И, конечно же, отдельно о главных исполнителях. Роль Изабеллы де Круа получила Ольга Кабо, 20-летняя студентка ВГИКа. Несмотря на молодость и ещё не полученный диплом, актрису уже знали, в её активе было уже несколько работ, в том числе блестящая комедия «Миллион в брачной корзине» (1985). А вот её партнёр, гораздо менее опытный как киноартист, оказался для аудитории приятным открытием: хоть для Александра Кознова это было не первое появление на экране, его мало кто видел.
Роль Квентина Дорварда была для него первой главной и объёмной, и именно Сергей Тарасов, пригласив Александра, познакомил с ним зрителей.
Этот выбор главного артиста, как и в предыдущие разы, — большая удача режиссёра: Александр Кознов — обладатель яркой запоминающейся внешности, при этом вписывающейся в средневековую эстетику. Образ рыцаря ему подошёл идеально и очень жаль, что позднее кинематограф игнорировал актёра и не дал ему возможности полноценно реализоваться в кино. Кстати, в одном из отзывов о фильме прочитала, что Александр Кознов в образе Квентина Дорварда походит на автопортрет Альбрехта Дюрера. Сравнение чрезвычайно любопытное и небанальное, но я с ним согласна.
За трюки, которыми рыцарский фильм и должен быть наполнен, отвечал каскадёр Александр Иншаков. Специально для него Сергей тарасов даже ввёл в сюжет второстепенную роль пособника де ла Марка, так что Александр Иншаков в фильме фигурирует не только как постановщик сражений, но и как артист. Также эпизодические роли получили его коллеги-каскадёры.
«Приключения Квентина Дорварда, стрелка королевской гвардии» вышли летом 1989 года. В части популярности лента уступила предыдущим рыцарским фильмам Сергея Тарасова, но если учесть, чем были заняты люди в те времена, удивительного тут мало. Между тем, кино отличное. Можно придираться к недоделкам и ляпам, просвечивающему сквозь кадр недофинансированию, односерийности, из-за которой роман Вальтера Скотта пришлось урезать, но опять же давайте сделаем сноску на время.
В итоге — достойная, увлекательная, красивая и сюжетно, и визуально история с замечательным актёрским ансамблем.
Любопытный факт. В анонсе в журнале «Советский экран» в числе исполнителей были заявлены Ольга Машная, Сос Саркисян, Альгимантас Масюлис, Юрий Смирнов, но в ленте они не появились. Как вы думаете, кого они могли бы сыграть в «Приключениях Квентина Дорварда»?