10 ноября 1975 года на экраны вышла историческая драма Владимира Мотыля «Звезда пленительного счастья». Замысел фильма про подвиг жён декабристов режиссёр вынашивал на протяжении долгих лет, ведь нечто похожее произошло в его собственной семье.
Когда Володе было всего три года, его отца неожиданно арестовали. Простого заводского слесаря обвинили в шпионаже и отправили по этапу на Соловки. Всё произошло так стремительно, что глава семейства даже не успел попрощаться с женой и сыном. Тогда мама схватила Володю и отправилась по следам мужа. На одной из станций ей удалось догнать конвой и перекинуться с любимым парой последних фраз. Меньше чем через год Мотыль-старший погиб на каторжных работах.
Когда Владимир Мотыль принёс на «Мосфильм» сценарий «Звезды пленительного счастья», то сразу получил отказ. Режиссёру не хотели доверять историческую картину. Тогда Мотыль отправился в Ленинград и показал сценарий своей хорошей знакомой — второму секретарю обкома партии Зинаиде Кругловой.
Та осталась в восторге от истории о силе женской любви и на следующий день позвонила на «Ленфильм», где сценарий взяли в работу. А вскоре появился и подходящий повод для фильма — 150-летие декабристского восстания, к которому и приурочили съёмки.
Найти актёра на роль декабриста Ивана Анненкова оказалось непросто. Режиссёру нужен был молодой мужчина благородной внешности, с идеальной выправкой и изящными манерами. У 27-летнего Игоря Костолевского на тот момент за плечами было несколько киноработ, но в образе аристократа его никто не представлял.
Произвести на режиссёра хорошее первое впечатление у Игоря совсем не получилось: в гостях у Мотыля актёр уронил телефон, неуклюже двигался и очень смущался.
Режиссёр сразу понял, что у худсовета к кандидату на главную роль будут большие вопросы. К тому же выяснилось, что Игорь совсем не умеет держаться в седле и ни слова не говорит по-французски. После пробных дублей комиссия открыто называла Костолевского увальнем и недорослем, потребовала отстранить от съёмок.
Однако Владимир Мотыль уже изменил своё мнение по поводу актёра — оказалось, что лицо Игоря чем-то неуловимо похоже на один из портретов Ивана Анненкова. Режиссёр продолжил съёмки без главного героя, а Костолевского тем временем отправил учиться в конную школу.
Каково же было удивление всей съёмочной группы, когда вчерашний недотёпа вернулся на площадку благородным офицером, проделывающим на коне прямо-таки цирковые номера.
На роль возлюбленной Ивана Анненкова — француженки-модистки Полины Гёбль — режиссёр планировал пригласить настоящую звезду из Парижа. Правда актрисы Анни Дюпре и Доминик Санда, к которым обращался режиссёр, отказались от предложения, сославшись на занятость.
Куда проще оказалось заполучить в картину актрису из Польши — так в фильм попала Эва Шикульска, которая очень обрадовалась возможности воплотить на экране такой глубокий и драматичный образ. Впоследствии актриса называла роль Полины даром судьбы, а съёмки в Ленинграде вспоминала с особою любовью и теплотой.
В фильме собрался поистине звёздный актёрский состав. На роль Сергея и Екатерины Трубецких режиссёр пригласил Алексея Баталова и Ирину Купченко. На съёмках сцены казни по лицу Баталова текла самая настоящая кровь — занесённую над головой актёра шпагу неправильно подпилили, и в результате он со всей силы получил по голове.
Так в картине появился один из самых исторически точных кадров, а Баталова после съёмок увезли зашивать рану.
Князя и княгиню Волконских сыграли Олег Стриженов и Наталья Бондарчук. Для актрисы роль оказалась символичной — ещё в детстве тётушка подарила ей книгу «Записки Марии Волконской», которая очень впечатлила маленькую Наташу и стала её талисманом на всю оставшуюся жизнь. К тому же, между актрисой и её героиней было и внешнее сходство.
По совету Олега Стриженова на роль Николая I режиссёр пригласил Василия Ливанова. Интересно, что этого же императора когда-то играл отец актёра Борис Ливанов. По поводу Ливанова-младшего у худсовета были некоторые сомнения — настоящий Николай Палкин был ростом под два метра, а актёр не дотягивал и до 180 сантиметров.
Но всё решило портретное сходство — для утверждения Ливанова режиссёру хватило только фотопроб. К тому же актёр блестяще держался в седле — он буквально вырос на московском конном заводе и с 15 лет он пас табун в 240 голов.
Ссылку декабристов снимали на Байкале — на берегу озера построили деревянную тюрьму, а вокруг разместили избушки для жён. Сцену венчания отсняли в старинной часовне в деревне Листвянка, где на самом деле обвенчались Иван Анненков и Полина Гёбль.
Многие эпизоды были отсняты в Ленинграде — в кадр попали Сенатская и Дворцовая площади, Петропавловская крепость, Эрмитаж, Дом графини Лаваль, Казанский собор, Кунсткамера, Смольный собор.
На съёмки в Зимнем дворце кинематографистам выделили всего два утренних часа до открытия музея. В отведённое время группа не уложилась, да к тому же устроила короткое замыкание и поцарапала пол в одном из залов. Директор музея категорически отказался выделять режиссёру дополнительное время и потребовал освободить помещение.
Тогда Мотыль пошёл на хитрость — привёл с собой на переговоры Василия Ливанова в гриме Николая I. Увидев императора во плоти, директор развёл руками: «Не могу отказать государю в его доме!» — и разрешил продолжить съёмки.
Запоминающийся эпизод произошёл с Игорем Костолевским на съёмках в Петропавловской крепости. Чтобы отснять нужные кадры, актёра заковали в кандалы и закрыли в камере. Потом съёмки переместились в другое место, а про Костолевского все просто забыли. Шесть часов актёр ждал освобождения из холодной темницы, а когда за ним наконец пришли коллеги, то от мороза уже еле ворочал языком.
Спустя много лет Игорь Костолевский повторил судьбу своего героя. Актёр женился на француженке Консуэло де Авиланд — актриса из Парижа давно интересовалась русской культурой и даже мечтала выйти замуж за декабриста.
Как и Полина Гёбль, которая после свадьбы стала Прасковьей Анненковой, Консуэло приняла православие и получила имя Евдокия. Сегодня она в шутку называет себя Дусей Костолевской, больше не снимается в кино и живёт в России вместе с мужем.