«Звезда пленительного счастья»: как Ленинград спас фильм Мотыля, который разнесла Москва

Было что-то личное в истории о декабристах для режиссера Владимира Мотыля. Когда он был еще ребенком, его отца арестовали и отправили в ссылку. А мама, взяв трехлетнего сына, отправилась за ним на Соловки, где муж сгинул через год.

Эта трагедия наложила отпечаток на всю дальнейшую жизнь Мотыля, которого считали неблагонадежным режиссером.

Поэтому исторические киноленты снимать ему не разрешали, и когда Владимир Яковлевич принес на «Мосфильм» сценарий киноленты «Звезда пленительного счастья», проект даже не стали рассматривать.

Но Мотыль не думал сдаваться, он поехал в Ленинград, попал на прием к секретарю обкома партии Зинаиде Кругловой, которую хорошо знал, и передал сценарий ей. Сказав, что его большой труд забраковали без причин.

Зинаида Михайловна Круглова, к слову сказать, была большой поклонницей фильма «Белое солнце пустыни» и поэтому отличного относилась к его создателю.

Она отнесла рукопись на следующий день на «Ленфильм», где его одобрили и взяли в работу. Повод был – 150 лет с момента восстания декабристов, да и тема для города была родной.

Москва вынуждена была одобрить проект, но нужный бюджет сократили в два раза. Однако Обком Ленинграда выделил из фонда историко-культурных мероприятий нужную сумму.

При этом, в Госкино так и не отстали от проекта – его три раза хотели закрыть по формальным причинам. Но Мотыль твердо стоял на страже интересов своей работы.

«Звезда пленительного счастья» объединила на съемочной площадке целую плеяду замечательных актеров, игра которых стала украшением фильма.

 Алексей Баталов, Ирина Купченко, Олег Янковский, Татьяна Федорова, Олег Стриженов, Наталья Бондарчук, Василий Ливанов.

Роль Жанетт-Полины Гебль Владимир Яковлевич хотел взять настоящую француженку, но ему отказало руководство, поэтому он договорился с польской актрисой Эвой Шикульской.

На роль сосланного в Сибирь Ивана Анненкова взяли молодого Игоря Костолевского, который до этого снимался лишь в эпизодах. Он не умел ездить верхом и говорить по-французски. Его взяли за яркую внешность, остальному он научился за месяц.

На съемках фильма с Косталевским произошел интересный случай, после которого актер едва не заболел. Одну из сцен снимали в Петропавловской крепости.

Костолевского привели в камеру, заковали в кандалы и закрыли, а потом переместились на другую локацию.

Актер в итоге просидел в темнице пять часов и сильно замерз. Зато потом очень убедительно смотрелся в кадре.

В Эрмитаж съемочную группу пустили очень ненадолго, и они не уложились по времени. Дополнительное время руководство музея предоставлять отказалось.

И тогда Василий Ливанов отправился в кабинет к директору музея в гриме Николая I. Императору отказать просто не смогли, и съемки продолжились без каких-либо ограничений.

Для съемок мест, где отбывали заключение декабристы, съемочная группа отправилась на Байкал, где построили декоративную тюрьму. Рядом построили избы для жен декабристов. Здесь можно было жить зимой.

После премьеры фильма «Звезда пленительного счастья» специалисты нашли в нем ряд неточностей, однако зрители оценили труд режиссера и его команды.

В год выхода киноленту посмотрели 22 миллиона человек. Это интересные истории о живых людях, и все там выглядит по-настоящему.

Оцените статью
«Звезда пленительного счастья»: как Ленинград спас фильм Мотыля, который разнесла Москва
Копии отца. Как выглядят и кем стали дети Никиты Михайловского, рано оставшиеся без отца