Советский режиссер снимал в новых условиях рынка и отсутствия какой-либо идеологии. Поэтому много всего намешано в этом фильме.
Теперь вспомним кратко, о чем фильм «Предсказание». В начале киноленты цыганка нагадала пожилому писателю Олегу Горюнову необычную встречу, любовь и скорую смерть. После этого предсказание начинает сбываться в этот же день.
В своей квартире Горюнов встречает молодого мужчину, который оказывается им же, но в молодости. После этого писатель встречает молодую девушку, в которую влюбляется. Горюнов воскрешает свое прошлое, чтобы снова обрести смысл бытия.
Пожилого писателя играет Олег Басилашвили, его в молодости – Андрей Соколов, возлюбленную – французская актриса Ирен Жакоб. Также в фильме снялись Алексей Жарков, Роман Карцев и Александр Пашутин.
Сначала о том, за что критиковали фильм Рязанова «Предсказание»
1. В фильм показан один герой с разницей в четверть века. Критики отмечали, что общность должна ощущаться сильнее. Конечно, в молодости главный герой более резкий и решительный, а в пожилом возрасте больше склонен к рассуждению. Но не хватает более тонкой связи, привычек.
2. Зрители обращали внимание на то, что этот фильм заметно слабее большинства лент, которые Эльдар Александрович снял до этого. Если убрать из титров фамилию Рязанова, то почти никто не догадается, что это именно его фильм.
Отчасти это связано с тем, что здесь из актеров, с которыми режиссер работал ранее, только Басилашвили и Карцев. Но, все же, главное заключается в довольно слабой по отношению к предыдущим кинолентам идейной составляющей.
3. Неуместное поднятие темы антисемитизма. Тогда это была дань моде, но смотрится как искусственное вкрапление в сюжет.
Но все-таки, есть у фильма «Предсказание» множество достоинств, которые перекрывают недостатки. Это лирическая музыка Андрея Петрова, тщательно прописанные диалоги, поэзия, гнетущий налет мистики.
Сюжет киноленты очень нетривиальный. Хорошо передана атмосфера мрачных 90-х годов, мрачных и сиротливых. Есть тут и символизм – чистые листы по улице несет ветер вперемешку с золотой листовой.
Этот фильм – исповедь человека, который многого достиг в жизни. Есть тут нотки фатализма, чувство безысходности, которое в первой половине 90-х годов охватило многих наших сограждан.
Легкость, показанная в фильме, очень условна, потому что фильм многослоен и интересен. И, все-таки, несмотря на претензии части зрителей, есть тут фирменные рязановские юмор, рассуждения, по которым угадывается автор.