Социальные драматические фильмы о молодёжи — это, скорей, примета перестроечной эпохи. Однако режиссёр Павел Чухрай слегка опередил время, выпустив в 1984 году драму «Клетка для канареек», главными героями которого стали подростки, находящиеся в сложном, по-настоящему кризисном положении. Не совсем типичным был и финал фильма — пессимистичный и мрачный.
Но для исполнителей центральных ролей «Клетка для канареек» стала судьбоносной: у обоих с того момента начали активно развиваться карьеры, а сами молодые артисты вскоре стали супружеской парой.
«Клетку для канареек» Павел Чухрай снял почти 40-летним. Тогда его имя уже знали. И не только потому, что он был сыном знаменитого советского режиссёра Григория Чухрая, но и потому, что Павел уже успел попробовать себя и как актёр, и как сценарист, и как режиссёр. В качестве сценариста Павел Чухрай выступил и на этот раз, но его соавтором стал драматург Анатолий Сергеев. Именно его пьеса «Случай на вокзале» и легла в основу фильма. Сюжет в целом получился камерным, во многом здесь чувствуется некоторая театральность: обстановка почти не меняется, а само действие построено на диалогах героев, юных Олеси и Виктора, которые случайно встретились на вокзале.
Виктор — из числа трудных подростков: он только что ограбил квартиру стариков. Но не из жажды наживы, а потому что проиграл и был вынужден выполнить приказ шайки хулиганов. Теперь он прячется на вокзале от милиционера. Здесь он знакомится с Олесей, которая встречает поезда из Риги. Олеся сбежала из дома после приставаний кавалера матери. Несколько лет назад её родители развелись, и отец, которого Олеся обожает, уехал в Ригу. В разводе девушка винит мать и в какой-то момент даже говорит, что ненавидит её. Спасение ей видится во встрече с отцом. Она уже дала ему телеграмму и ждёт его приезда. Олеся и Виктор — два очень одиноких и по-своему несчастных человека, которых свела жизнь и которые смогли слегка отогреться, оказавшись рядом. Но отогреться лишь на несколько часов.
Задумывая картину, Павел Чухрай понимал, что успех её будет зависеть от двух молодых актёров, которым он доверит главные роли. Первым и единственным претендентом на роль Виктора был Вячеслав Баранов, которого Чухрай когда-то приметил в студенческом вгиковском спектакле. Приглашая Вячеслава Баранова, режиссёр знал, что это будет игра на сопротивление:
актёру, сыну интеллигентных родителей, предстояло играть парня на грани отчаяния, у которого практически не было семьи. Кроме того, Виктора по фильму лет 17-18, а Вячеславу Баранову было уже 25.
Но, как потом говорил Чухрай, Вячеслав Баранов относился к числу актёров-импровизаторов, готовых на самые разные перевоплощения, если того требует сюжет. Описывая работу над фильмом, режиссёр отмечал:
«Баранов на съёмочной площадке — труженик серьёзный: он много предлагал, точняя пластику, приспасабливаясь к характеру, и нам было из чего выбирать. Его работа над ролью включала в себя много разных элементов. Он и костюм обнашивал, и тетрадку специально завёл — записывать в неё словечки, характерные для среды, в которой вращался его персонаж».
Тут стоит напомнить, что Вячеслав Баранов с кино познакомился ещё школьником, а первой его заметной ролью стал хулиган Мишка Квакин в телефильме «Тимур и его команда» (1976). Но настоящая популярность пришла к нему всё-таки после работы у Чухрая, когда он стал получать по несколько предложений от режиссёров ежегодно. По воспоминаниям режиссёра, как-то в ходе просмотра съёмочного материала к нему заглянул коллега — режиссёр Аркадий Сиренко, искавший актёра на главную роль в новом военном фильме. Увидев черновой материал, Сиренко тут же пригласил Вячеслава Баранова к себе на съёмки. Это была драма «Дважды рождённый» (1984), фактически бенефисный фильм Баранова, который, к сожалению, сегодня обходят вниманием, и очень напрасно: это одна из лучших и сильных лент о человеке на войне.
Роль Олеси получила вчерашняя школьница, только что ставшая студенткой ГИТИСа, Евгения Добровольская. Дебютантке отлично удавались длинные диалоги и затяжные планы, так что ни у режиссёра, ни у оператора не было с ней проблем. Во многом это было и заслугой Вячеслава Баранова, уже опытного актёра и очень внимательного партнёра, который постоянно поддерживал молодую партнёршу и помогал ей в её первой работе. Актёры сблизились, работая над фильмов, причём не только на площадке, но и в жизни, а вскоре после премьеры стали мужем и женой.
Роль матери Олеси, тоже несчастной женщины, потерявшей связь с дочерью, безупречно сыграла всегда прекрасная Алиса Фрейндлих,
в небольшой роли кавказца, перевозящего коньяк и согласившегося взять в вагон Виктора, — Семён Фарада.
Роль милиционера, идущего по следам Виктора, — Борис Бачурин, в совсем маленьких эпизодах мелькнули Валентина Ананьина и Марина Левтова.
В ходе подготовки картины к прокату, Павел Чухрай решил доверить озвучание главной женской роли не самой Евгении Добровольской, а Анне Каменковой, голосом которой говорят многие и советские, и российские, и зарубежные актрисы. А вот с Вячеславом Барановым всё было гораздо проще. Слово режиссёру:
«Меня, например, поразило, как он проводил озвучание нашего фильма. Не секрет, что многие даже талантливые актёры, слабо владея техникой тонировки, при озвучании снижают конечный результат всей своей работы. Так вот, без преувеличения можно сказать, что Баранов владеет этим искусством, как настоящий ас. Когда я спросил его, откуда у него это умение, он сказал, что охотно берётся за работу на дубляже, считая её хорошей школой для молодого актёра».
Кстати, к дубляжу Вячеслава Баранова приохотил Вадим Андреев, коллега и друг, с которым Вячеслав был знаком ещё со подросткового возраста. Позже и Вадим Андреев, и Вячеслав Баранов стали признанными мастерами озвучания и одними из самых востребованных актёров дубляжа и подарили голоса десяткам персонажей голливудских фильмов.
В широкий прокат «Клетка для канареек» вышла в феврале 1984 года. Картина анонсировалась как молодёжная, адресованная вступающим в жизнь юношам и девушкам и рассчитаная на массовые дискуссии. И тут как раз прозрачным намёком был вокзал, где встречаются герои. Рецензия в журнале «Спутник кинозрителя» указала на это:
«Вокзал в фильме «Клетка для канареек» играет две роли: одну реальную, бытовую — конкретное место действия, другую — метафорическую, ибо здесь начало многих дорог, отсюда уезжают, чтобы начать новую жизнь, сюда возвращаются».
Подводя итог. «Клетка для канареек» — фильм о подростках, но, как мне видится, больше для взрослых. И, конечно, это на та история, которую будешь пересматривать часто. Это фильм о стороне жизни, замечать которую не хочется, но надо, пусть и изредка. Лента тяжёлая, но мощная, а Вячеслав Баранов, так и оставшийся внешне вечным подростком, великолепный актёр с миллионом масок.
А вам фильм понравился?