В этом фильме много красивого, ведь главная интрига вертится вокруг музейных ценностей, которые планировалось тайно вывезти за границу и там продать.
А ещё здесь есть настоящий балет и совсем чуть-чуть сказано о шахматах, хотя именно шахматный термин подарил ленте название — «Сицилианская защита».
Из трёх создателей фильма лишь один имел отношение к детективному жанру. Это был драматург Павел Грахов, по сценарию которого несколькими годами ранее режиссёр Евгений Татарский снял блестящий детектив, который сейчас по праву считается советской классикой — «Золотая мина» (1978). А вот его соавтор, сценарист Юзеф Принцев, и режиссёр Игорь Усов хоть и были уже профессионалами с большим опытом, с детективным материалом прежде не работали. Игорь Усов вообще считался мастером мелодраматических и комедийных историй, имел в активе и отличные детские фильмы, и, приступая к съёмкам «Сицилианской защиты», фактически был дебютантом.
Ему удалось не всё, но в целом детектив получился добротным и увлекательным. Преступник в фильме появляется перед зрителями сразу же, но до поры до времени его сложно заподозрить в нечистоплотности.
Надо сказать, что сюжет родился не из воздуха, сценаристы творчески переработали факт биографии одного из самых известных представителей криминального антикварного рынка Михаила Монастырского. Первым крупным делом тогда ещё совсем молодого Монастырского была афера с эрмитажными светильниками. В шестидесятых аферист устроился реставратором в крупнейший музей страны и умудрился заменить часть оригинальных светильников на современные подделки. Антиквариат предназначался для продажи иностранцам. Эта авантюра и легла в основу сюжета. В дальнейшем Монастырский ещё не раз будет выдавать подделки за подлинные изделия прошлого и зачастую удачно: подделки, которые создавали мастера, курируемые им, всегда отличались безупречным исполнением и даже музейные эксперты принимали их за подлинники.
Кстати, этот факт нашёл отражение и в «Сицилианской защите», где музейщики тоже поначалу приняли за старинное богемское стекло выплавленное на заводе современное фосфатное стекло.
Любопытно, что картина начинается с динамичной погони по городу, ведь, как правило, милицейская погоня становится кульминаций действия. В задержанной машине обнаружили огромную великолепную люстру старинной работы из стекла и бронзы. Для экспертизы милицонеры пригласили директора музея Андриана Константиновича, реставратора Евгения Волкова и эксперта Гронскую.
Все они единогласно утверждают, что люстра изготовлена в 18 веке. Однако позже криминалисты определяют, что подвески вовсе не из богемского стекла, а из фосфатного, сегодняшнего производства.
Следователь Виктор Стрельцов и его подчинённые понемногу начинают распутывать нить преступления. Им придётся побывать и на стекольном заводе, и на станции скорой помощи, и даже в театре, где юная дебютантка впервые танцует Жизель в одноимённом балете (и здесь, к слову, представлена реальная запись балета «Жизель»). Милиционерам придётся столкнуться с самоубийством и обвинением следователя Стрельцова в доведении до суицида и найти стекольщика, который из заводских материалов, разумеется, незаконно вынесенных, кустарно создаёт прекрасные вещи. На кого из персонажей в итоге выведет расследование, узнайте из фильма.
На роль следователя Стрельцова утвердили Николая Волкова-младшего, актёра уже очень опытного, в кино снимавшегося без малого двадцать лет. Режиссёр Игорь Усов с ним ранее не работал, но зато был знаком по предыдущей работе с его отцом — Николаем Волковым-старшим. С сыном режиссёр отлично сработался, Николай Волков-младший снимется и в следующей ленте Усова. Вообще Игорь Усов был из тех режиссёров, которые предпочитают сотрудничать с артистами знакомыми, поэтому многие исполнители переходили из одного его фильма в другой. Так в «Сицилианскую защиту» попали, например, Павел Кадочников и Людмила Шагалова, знаменитые на всю страну актёры старшего поколения. Кадочников сыграл директора музея Андриана Константиновича, Людмила Шагалова — болтливую сотрудницу станции скорой помощи Лебедеву.
Её экранным мужем, специалистом стекольного завода, стал Валентин Никулин, а их очаровательную дочку-балерину, тут самую, что танцует Жизель, сыграла Надежда Павлова, несмотря на молодость уже очень известная и в СССР, и за границей балерина.
Партия Жизели была одной из её коронных, а отрывок из балета, который можно увидеть в детективе, она исполняет вместе с постоянным партнёром и супругом, артистом балета Валерием Гордеевым.
В роли эксперта Гронской Ирина Губанова, сотрудников милиции сыграли Владлен Давыдов (генерал, начальник Стрельцова), Александр Самойлов,
Валерий Кузин, Александр Пашутин, Юрий Башков, в роли одного из участников преступной схемы — Артём Иноземцев.
Пару слов о сотруднице милиции Галине, починённой Стрельцова, мягкоголосой, но, как позже выяснится, ревнивой экранной жене милиционера, сыгранного Александром Самойловым. В этой небольшой роли атриса Татьяна Канаева, дебютировашая в роли школьницы в мелодраме «Это мы не проходили» (1976). Кстате, самой Татьяне тогда было уже 26. С Игорем Усовым Татьяна познакомилась в 1978 году во время съёмок мелодрамы «Сегодня или никогда» и вошла в число его любимых артистов.
Ну а главной звездой «Сицилианской защиты» стал Александр Абдулов, которому досталась роль элегантного, остроумного и хитрого реставратора Евгения Волкова. Александр Абдулов начал сниматься в начале семидесятых, и уже к концу десятилетия был любимцем зрителей и одним из самых востребованных артистов. Ежегодно он принимал участие в нескольких съёмках, не оставляя при этом работы в театре, узнаваемость его была колоссальной, но впереди у него будет ещё с десяток громких кинохитов, сегодня входящих в золотой фонд кино. В «Сицилианской защите» Абдулов безукоризнен, во многом на его харизме держится фильм, хотя, бесспорно, и другие исполнители выложились на площадке по полной.
Отдельно замечу, что динамичную музыку, вполне отвечающую интригующему сюжету, написала композитор Ольга Петрова, только окончившая консерваторию. Это был её второй опыт работы для кино, причём впервые она попробовала себя в качестве кинокомпозитора всё у того же Игоря Усова в его предыдущей драме «Сегодня или никогда». И если фамилия Ольги кажется вам знакомой, то вы правы — она дочь композитора Андрея Петрова.
Любопытный факт: в кадре Стрельцов (Николай Волков-младший) как-то крутит ручку настройки радио и попадает на вальс из комедийного детектива «Берегись автомобиля» (1966). Его автор — Андрей Петров.
Такой вот симпатичный реверанс в сторону талантливого композитора, советского классика и отца начинающей Ольги Петровой, который написал музыку для многих более ранних лент Игоря Усова.
Создавали «Сицилианскую защиту» в Ленинграде и Царском Селе и Львове. Занятно, что Львов совсем недавно изображал Средневековую Европу в мюзикле «Д’Артаньян и три мушкетёра» (1979), а теперь предстал как современный город. Финальную сцену с разоблачением снимали возле роскошной львовской достопримечательности — дворца Потоцких. И тут
Александр Абдулов предстал в стильном белом костюме-тройке. Буквально через пару лет ему снова придётся примерить такой же изысканный костюм (а может, даже тот же самый). Помните, в каком фильме это было?