Журнал «Советский экран» каждый год проводил опрос зрителей на тему «какое новое кино считаете лучшим». По итогам 1964 года лучшими были названы «Гамлет», «Я шагаю по Москве», «Родная кровь». А вот культовая ныне комедия «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен» занял лишь седьмую позицию.
Я была удивлена такой не самой высокой позицией. Сейчас этот фильм по рейтингам и отзывам намного опережает своих «конкурентов», выпущенных на киноэкраны в 1964 году. Он сейчас более засмотрен и узнаваем, чем, к примеру, «Тишина», «День счастья» или «Донская повесть» (а эта троица в опросе оказалась выше, чем «Добро пожаловать»).
По результатам просмотров в кинотеатрах комедия тоже не показала внушительных результатов. Ее транслировали по всему Союзу, во всех кинотеатрах. А привлекла она всего-то 13 миллионов зрителей. Для сравнения: в том же 1964 году более слабый фильм «Первый троллейбус» посмотрели 24 миллионов людей, «Укротителей велосипедов» — 21 миллион людей, «Крепостную актрису» — 32 миллиона человек.
В чем причина?
А ее выяснил сам журнал «Советский экран» так как журналисты, видимо, тоже удивились результату – делали ставки на «Добро пожаловать», считая, что он точно войдет в тройку лидеров 1964 года. Тем более кинокритики были в восторге от фильма. Так чего ж зрители не оценили его в далеком 1964 году?
Проблема оказалась вот в чем: сотрудники кинотеатров обманулись тематикой пионерлагеря и пустили комедию на детские утренние сеансы. На афишах была добавлена пометка «комедия для самых маленьких». И ожидаемо, что совсем маленькие зрители, привыкшие к сказкам и мультикам, оказались не готовы к просмотру столь колкой сатирической комедии.
В журнале «Советский экран» даже привели историю школьной учительницы:
«Решили организовать с моим подшефным классом поход в кино на выходных (у меня второклашки). Выбрала «Добро пожаловать или посторонним вход воспрещен». Не могу ничего сказать про фильм, так как не смогла толком его посмотреть: детям было скучно и они начали баловаться во время сеанса – бегали по залу, шумели. Фильм не смог привлечь их внимания, они не понимали происходящего, хотя обычно ведут себя в кинотеатрах смирно. В итоге приняла решение увести детей с этого кино. Других учителей в школе я предупредила, чтоб они не водили учеников на этот фильм…».
Вот и итог: на утренние сеансы «Добро пожаловать» шли плохо, а кто приходил с маленькими детьми оказывался разочарованными. В итоге кинолента в 1964 году была снята досрочно с кинопроката, как неудачная. В последствии ситуацию поправили: в 1965 году «Добро пожаловать» снова решили показать в кинотеатрах, но уже в дневные часы. На афишах пометку «фильм для самых маленьких» заменили на «фильм для всей семьи». Потом комедия «докатилась» и до телевизора.
Не сразу, но зрители поняли, что это за фильм, на кого рассчитан. И в итоге комедия все же заняла свое место среди культовых кинолент. Вот что значит — всему, даже фильму, нужно уметь занять свое место и время. А иначе — провал.