«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» – пожалуй, самая добрая комедия в творчестве Леонида Гайдая. История похождений чудоковатого студента-очкарика до сих пор очаровывает зрителей, хотя с момента премьеры прошло больше полувека. Как и где Леонид Иович создал свой легендарный фильм — разбираем в сегодняшнем материале.
Локации «Напарника»
Первую теленовеллу «Напарник» Леонид Гайдай снимал в нескольких городах – в Москве, Одессе, Ялте. Бо́льшую часть эпизодов засняли в столице.
Вступительная сцена, где Шурик под ливнем дожидается автобуса, разворачивается на Комсомольском проспекте, рядом с Фрунзенской набережной.
Далее автобус мчится то в окрестностях Лужников, то по Комсомольскому проспекту.
Часть сцен сняли на огромной территории «Мосфильма». Например – кадры у отделения милиции, где Владимир Басов зачитывает список исправительных работ для мелких уголовников. А эпизоды на стройке режиссер снял в строящихся микрорайонах столицы, на месте современной станции метро «Свиблово». В 1960-х годах к Москве присоединили небольшие города, поля, деревни, где возводились 5-этажные и 8-этажные здания; там и трудились Шурик и его напарник-верзила Федя.
Некоторые дома сохранились до сих пор: их можно увидеть на улицах Седова и Снежная. Сцены внутри строящегося дома снимали на павильонах Мосфильма.
А обедали герои уже в Одессе.
Гайдай буквально выбил у начальства путевку на юг для съемочной группы. На кадре хорошо видна простенькая 5-этажка без фирменной столичной плитки. Здесь же Шурик застрял в битуме, спровоцировав в свой адрес коронную фразу – «Влип, очкарик!». Машина с обедом для напарника неслась уже по столице – перекрестку Вражских и Ростовскому переулку.
Локации «Наваждения»
Новелла «Наваждение» тоже является составной. В «роли» Политехнического института, где учатся Шурик и Лида, снялся Институт элементоорганических соединений (на улице Вавилова), изюминкой которого является изящное крыльцо.
А близлежащую аллею сняли уже на территории «Мосфильма». Во время горячей гонки за конспектом Шурик заглядывает в каменную книгу памятника студента у МГУ. Рядом с этим университетом сняли и пешеходный переход – между бульваром и Ленинскими горами.
На трамвай герои садятся в районе ВДНХ, у депо имени Баумана, и попадают на площадь Борьбы (станция метро «Менделеевская»), а затем шагают через открытые люки на Комсомольском проспекте (здесь же Шурик метался в начале серии в поисках конспекта, заглядывая в книги и журналы всех прохожих подряд). Лиду поселили в Одессе – на Пролетарском бульваре, а ее квартиру изнутри соорудили в павильоне студии. В Одессе же сняли сцену чтения студентами конспекта; этот эпизод происходит в парке отдыха им. Т. Шевченко. Позитивную прогулку Шурика с Лидой после успешной сдачи экзаменов режиссер снял в Ялте.
Локации «Операции “Ы”»
Московских сцен в последней части совсем немного. Это – рыночные эпизоды, в которых Трус, Балбес и Бывалый торгуют кошками и ковриками. Зритель видит ряды старого Тишинского рынка с разных ракурсов и во всей красе. Интерьерные сцены – приключения героев на торговой базе – сняли в павильонах «Мосфильма».
Остальные эпизоды Гайдай снимал в Ленинграде (репетиция ограбления склада, диалог Труса с мнимой «бабулей», пробежка Шурика к поломанной телефонной будке и появление Бывалого на торговой базе в самый интересный момент). По сюжету в картине должен идти снег, но в северной столице он быстро таял, так что съемочной группе пришлось делать его из ваты и нафталина. В кадры теленовеллы попали дома с Новочеркасского и Кировского проспектов, Карповского переулка.
Съемки не обошлись без необычных происшествий. Сцена, в которой Шурик на стройке попадает в битум, едва не закончилась трагедией. Вследствие неосторожности вещество загорелось, так что вместо комедии получилась бытовая драма: пожар тушили и строители, и члены съемочной группы; к счастью, никто не пострадал.
Некоторые забавные сцены в фильме родились по ходу работы. Драку на рапирах Шурика и Балбеса снимали 10 дублей подряд, но режиссер все равно был недоволен: актеры фехтовали хорошо, но скучно. Тогда Юрий Никулин предложил в момент удара Шурика пустить жалостную музыку, когда из его «раны» вместо крови потечет красное вино.
Никулин вообще на ходу придумывал много шуток, которых не было в сценарии. И заметно усилил юморную часть комедии.
Кинокритики установили, что главного героя Гайдай списывал с самого себя. В фильм попал эпизод, навеянный воспоминаниями режиссера о своей военной юности. В годы Великой Отечественной войны Леонид Иович работал в иркутском театре. Однажды туда приехал военком, выстроил мужчин в ряд и спросил, кто хочет на фронт. Все одновременно шагнули вперед. Тогда военком попросил сделать шаг тех, кто знает немецкий язык. Вперед выступил только один человек – это был сам Гайдай. Похожую сцену режиссер снял в теленовелле «Напарник», заставив уголовников шагом реагировать на вопросы сурового милиционера в бесподобном исполнении Владимира Басова.
Пробы актеров
В 1964 году в руки Леонида Гайдая попали «Несерьезные истории» Мориса Слободского и Якова Костюковского. Режиссеру приглянулся главный герой – добрый, но незадачливый студент Владик, который постоянно попадал в нелепые ситуации.
На эту роль Гайдай рассматривал несколько кандидатур – Александра Збруева, Евгения Жарикова, Сергея Никоненко, Андрея Миронова, Олега Видова…
Наконец, Гайдаю показали фотографию Александра Демьяненко, и режиссер мгновенно утвердил его. В честь него же Гайдай переименовал студента из Владика в Шурика, чтобы избежать объяснений с бдительной цензурой. Дело в том, что имя «Владик» прочно ассоциировалось не только с Владиславом, но и с Владимиром, а поскольку так звали товарища Ленина, то решили не рисковать (похожая ситуация повторилась с именем напарника: Федя как будто намекал на вождя кубинской революции Фиделя Кастро, но тут уж режиссер отстоял своего героя).
Демьяненко сразу согласился на роль Шурика, хотя до сих пор играл, в основном, в серьезных фильмах – «Мир входящему», «Сотрудник ЧК», «Сверстницы» и др. Правда, на его счету уже была трогательная комедия «Карьера Димы Горина»; вероятно, этот опыт помог актеру разглядеть в сценарии будущего фильма Гайдая большой потенциал.
Алексей Смирнов и Михаил Пуговкин без проблем получили свои роли Феди и прораба; причем изначально Пуговкин должен был сыграть напарника, но худсовет отклонил его кандидатуру из-за слишком «бандитского» лица. Наталья Селезнева приглянулась Гайдаю своей непосредственностью и смелостью. Режиссер решил проверить девушку на прочность и заявил, что ее фигура не подходит для сцены с купальником. Наталья обиделась и сняла платье, под которым был купальный костюм, после чего Гайдай доверил ей роль Лиды.