Знаете, вот когда я смотрел и пересматривал «Формулу любви», меня интересовал один вопрос. Вспомним диалог графа с Маргадоном.
«Какой ты меркантильный Маргадон. О душе бы подумал. — О душе? Мария! Мария?» — повторяет граф, и в следующем кадре вся компания оказывается в доме Машеньки. Калиостро только приехал в Петербург, и совершенно очевидно, что он видит Марию первый раз. Позже, уже в конце фильма граф признается, что он обманщик. «Люди хотят быть обманутыми«. Иными словами, граф увез с собой Машу совершенно не для того, чтобы «поддерживать астральную связь» с Иваном Антоновичем, а чтобы так или иначе добиться ее расположения. Выходит, Калиостро полюбил героиню с первого взгляда? Что-то не верится, ведь это спокойный, холодный и расчетливый человек.
Но допустим так и было. Конечно же, Калиостро — обманщик и манипулятор. Но все-таки он — яркая личность. И люди ему безоговорочно верили. Граф сам зарабатывает себе на жизнь, пусть нечестным способом. Он человек смелый, волевой, решительный. А что представляет из себя помещик Федяшев?
Инфантильный малый, крепостник. В жизни палец о палец не ударил, живет на всем готовом и мается ерундой от безделья. Говорит, вернулся из Петербурга. А что он там делал? Если служил, то совсем не похож на военного. Как известно, в 1762 году при Петре III вышел Манифест о вольности дворянства, по которому дворяне освобождались от обязательной военной (кроме периода военных действий) и гражданской службы. Действие фильма происходит в 1780 году. Мы точно не знаем, сколько лет Федяшеву, но блестяще сыгравшему его роль Александру Михайлову было 23. Иными словами, Федяшев родился в 1757 году. Его одногодками были:
— Владимир Боровковский, к 30 годам уже ставший известным художником и переехавший в Петербург по личному повелению Екатерины II;
— Степан Апраксин, генерал от кавалерии, во время любовных страданий Федяшева участвовавший в крымских походах против турок;
— Дмитрий Хвостов, популярный поэт, за год до приключений Федяшева уже сочинивший первую поэму.
И много-много других выдающихся русских деятелей. Вместо того, чтобы заняться хоть каким-нибудь делом, Федяшев перетащил к себе в комнату статую крестьянки Прасковьи, и попросил графа оживить ее — подать всё на блюдечке с голубой каемочкой. А когда Леше понравился другая — трусливо сдал назад. Ну, а эпизод с самоубийством на дуэли очень напомнил мне вот эту сцену из «Жмурок» (кто смотрел, тот понимает, о чем я):
Кроме того, Федяшев еще и не очень умный человек. После фокуса со статуей, он понял, что граф — обманщик и мошенник. Собственно, из-за этого и вызвал того на дуэль. Зачем же после дуэли Леша пошел просить графа об астральной связи с папенькой, чтобы тот благословил молодую пару на брак? Забыл, из-за чего стрелялся?
Сердцу не прикажешь. Женщины часто делают выбор исходя из совершенно непонятных критериев. Мне представляется, что харизматичный, брутальный, смелый, умный, находчивый граф Калиостро намного больше подходил Маше, чем странный и капризный бездельник Федяшев. Этим браком она совершила очень большую ошибку. А вы как думаете?