«Кин-дза-дза» — это странный фильм, вот иначе не назовёшь, вызывающий у меня достаточно противоречивые чувства. Мне посчастливилось впервые посмотреть его уже во взрослом возрасте, как-то уж в детстве он прошёл мимо меня. Стоит сказать, впечатления после этой трагикомедии остались очень неоднозначными.
Не в плохом смысле, никак нет, скорее это просто такой опыт, который даже словами немного трудно передать. Словно смешение разных, абсолютно несовместимых жанров, всё это приправлено достаточно сюрреалистичным сюжетом, в котором многие посмотревшие увидели тонкие намеки на само человеческое общество и его неизменные пороки, а особенно на капиталистический строй.
Одно я могу сказать точно – лучше посмотрите этот фильм сами, если ещё не видели. Опять-таки, подобрать правильные слова для описания этого кино достаточно трудно, особенно непривычно видеть нечто подобное в советском кинематографе. Мне это чем-то напомнило иностранный артхаус, нежели культовую советскую классику.
Как бы там ни было, сегодня будем говорить об интересных моментах связанных с созданием этого детища небезызвестного Георгия Данелия.
Любимец западной аудитории
Это сейчас прозвучит удивительно, но на иностранном ресурсе по оценке фильмов IMDB у «Кин-дза-дза» рейтинг, какое-то время назад, был выше, чем на нашем отечественном Кинопоиске.
Я серьёзно, иностранцам прямо-таки очень нравится этот фильм, если зайти посмотреть оценки зрителей, то абсолютное большинство среди них будут на отметке в 10/10. Многие говорят, что если бы этот фильм вышел где-нибудь в Британии в 1960-х, то определённо стал бы мировой классикой на все времена.
Возможно, дело в том, что наш зритель просто не привык к такого рода кино. Это не классическая комедия в духе «Приключений Шурика», «Ивана Васильевича», «Иронии судьбы», в конце концов, «Афони», снятого тем же Данелия. «Кин-дза-дза» – совершенно другой, не сказать, что бы прямо новаторский, скорее просто уникальный и не совсем обычный для нашей индустрии.
Почему такое название?
Оно отсылает к названию растения «кинза», которая, согласно ранней версии сценария, ну очень понравилась инопланетянам, отчего они постоянно повторяли фразу «кин-дза-дза».
Этот момент в итоговом сценарии вырезали, а вот название оставили. Рассматривали также вариант «Космическая пыль» – вещество, которое продавали на планете Плюк, но сюжет сосредоточенный вокруг этой самой «пыли» свет так и не увидел.
Горбачёв повлиял на сюжет
Правда опосредованно. Именно при нём в СССР началась масштабная антиалкогольная кампания. Ввиду этого было решено заменить чачу на уксус. А это, между прочим, важный сюжетный элемент, так как именно после дегустации этого горячительного напитка главные герои и попадают на другую планету. Но против советской цензуры не пойдёшь, делать было нечего, материал в срочном порядке перезаписали и пересняли.
Экономили как могли
В то время «Мосфильм» параллельно работал над проектом Сергея Бондарчука – «Борис Годунов». Студия делала на него большую ставку, так что основные производственные мощности были задействованы именно там. Дошло это до того, что в «Кин-дза-дза» костюмы, которые носят персонажи, были сшиты не какими-то профессиональными костюмерами под заказ, а участниками самой съёмочной команды.
Более того, Ирина Шмелева вообще была не в костюме. Так как его забыли вовремя оплатить, в мастерской отдавать его отказались. Актрису нарядили просто в кусок ткани и отсняли сцены с её участием в таком виде.
«Надо было отрезать метров 300, но тогда Мосфильм не выполнил бы плана»
Именно с такой репликой перед стартом премьеры к зрителям обратился Евгений Леонов, сыгравший Уэфа. Общая длительность картины составила 1 час и 45 минут, но ведь финансы были выделены на двухсерийное кино. Пришлось дотягивать ещё 23 минуты фильма, возвращая в него ранее вырезанные куски.
Анимационный ремейк
Наверняка немногие знают, что в 2013 году вышел полноценный ремейк культовой картины в формате мультфильма «Ку! Кин-дза-дза». Вообще, Георгий Николаевич начал работать над ним ещё в 2005 году, но финансовые трудности не позволили в то время реализовать проект.
Собственно, именно этот мультфильм в итоге и стал последним проектом Данелия. Спустя шесть лет, в 2019 году, советский режиссёр скончался.