«Он не тот, кем притворяется» — примерно так звучит слоган этого безусловно культового, на мой взгляд, фильма, снятого на рубеже девяностых и нулевых. Полностью авторская работа Павла Чухрая, где он выступил не только как режиссёр, но и сценарист, повествует нам о судьбе женщины с ребёнком на руках.
Мать-одиночка по случайному стечению обстоятельств знакомится в поезде с привлекательным офицером Анатолием, сыгранным Владимиром Машковым. Правда, оказывается, что это далеко не герой, а всего лишь обычный вор и мошенник. Во что же сюжет выливается по итогу? Узнайте сами, посмотрев фильм, если ещё этого не сделали.
Сказать честно, исходя из синопсиса я ожидал увидеть перед собой такую лёгкую комедию, где герою приходится скрывать своё истинное «Я» в комедийном ключе, чтобы потом в конце всё раскрылось и закончилось хэппи эндом. Факт того, что в итоге я посмотрел настоящую криминальную драму с очень неочевидным разворотом сюжета – вот такого я уж точно не ожидал.
Как обычно у нас показывают разного рода воров и аферистов: такие себе романтичные и хитрые ловкачи под стать Остапу Бендеру, которые на самом деле очень добрые в душе, мухи не обидят, зато вот богача «обдерут до ниточки», потому что тот «заслужил». Здесь же в руки мошенника попадается молодая одинокая мать, и так еле сводящая концы с концами.
И это далеко не тот случай, когда герой моментально понимает свою вину, кается во всех грехах и становится хорошим – фильм Чухрая гораздо сложнее и глубже. Он по-настоящему реалистичный, а шикарная актёрская игра только усугубляет этот эффект, словно ты смотришь на реальную историю, отчего только ещё больше не по себе. Прекрасное кино, к просмотру рекомендую обязательно. Пожалуй, одна из лучших ролей Машкова в принципе.
Немного поговорили о моих личных впечатлениях, а теперь давайте перейдём к интересным фактам.
Номинирован на Оскар и любим во всем мире
Для российских фильмов это прямо настоящее чудо, быть удостоенными даже номинации на престижнейшую кинонаграду мира. В 1998 году фильм «Вор» стал одним из номинантов на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Саму награду, правда, не выиграл, однако факт остаётся фактом.
Ещё интересно то, что он даже выходил в американский прокат, где собрал ни много ни мало свыше 1 миллиона долларов, при том, что в России он собрал всего лишь чуть больше 100 тысяч долларов. Я вам даже больше скажу, по итогу фильм перевели на несколько языков мира, включая английский и даже, на секундочку, корейский.
«Баллада о воре»
Многие отмечали, мол персонаж Машкова получился таким харизматичным и обаятельным, что люди проводили параллель между «героями» картины Павла Чухрая и образом солдата из работы его отца Григория «Баллада о солдате».
Мол, сын снял «Балладу о воре». Только вот сам Павел Григорьевич был категорически против подобной романтизации. Толян ведёт себя так очаровательно и лестно чтобы втереться в доверие к ничего не подозревающей женщине.
Он – отъявленный преступник и аферист, всё «обаяние» которого – лишь часть его образа. Режиссёр не хотел показать милого очаровательного вора, о чём я уже говорил ранее, целью было продемонстрировать полностью противоположный образ, деконструирующий устоявшийся образ «милого негодяя».
Ради этого он не прочь и честь офицерского мундира замарать несмотря на то, что ВОВ закончилась всего каких-то семь лет назад, так как действия фильма происходят в 1952. Да, со слов Чухрая, он проникся искренними чувствами к обманутой им женщине и её ребёнку, но разве эта любовь может оправдать те поступки, которые он совершал?
Главный герой – совсем не Машков
Сам Чухрай в дополнение к уже сказанному неоднократно утверждал, что на самом деле главным героев его фильма является именно мальчик Саша, потерявший отца. Эта «баллада» именно о нём, он – основное действующее лицо, а не Толян в исполнении Машкова.
Со слов автора, он хотел разобрать путь становления детей того поколения, в итоге выросших и ставших важными политическими фигурами на заре девяностых. Откуда тогда в России царствовала преступность и безнаказанность?
На все эти вопросы он пытается дать ответ в фильме, показывая, каким тяжёлым было то время и с чем приходилось сталкиваться детям тех лет, в итоге и ставших теми самыми «авторитетами 90-х». У Саши не было отца, который дал бы ему правильные моральные ориентиры, но был пример в виде Толяна, показавшего всю сущность окружающей действительности.
Татуировка Сталина основанная на легенде
Неспроста у нашего «вора» на груди красуется лицо грозного вождя СССР. Дело в том, что в девяностых ходила одна необычная история, правдивость которой сложно подтвердить или опровергнуть. По слухам, когда одного заключённого приговорили к высшей мере, то на его груди увидели портрет Сталина. Разумеется, осквернять изображение великого правителя было сродни тому, что в икону выстрелить.
Преступнику приказали повернуться спиной, но к удивлению охранников – на ней было огромное изображение Ленина. Таким образом, татуировки с изображениями легендарных советских вождей якобы спасли заключённому жизнь. Опять-таки, никаких официальных подтверждений такого слуха нет, но эту историю очень интересно Чухрай обыграл в своём фильме.