Этот персонаж фильма «В августе 44-го» и романа «Момент истины» довольно странный. Лично для меня он темная лошадка. Его взяли в группу Алехина для достоверности, но эффект от его присутствия в команде смершевцев стремился к точке замерзания. Сначала он всем своим видом демонстрировал свое «пфе» по отношению к контрразведчикам, даже трапезу отказался с ними разделить — не по-русски как-то, как совершенно справедливо заметил Алехин. Аникушин всячески отстраняется от смершевцев. Причем он пытается объяснить это своим презрением к «тыловым крысам». Он, дескать, на передовой с начала войны, а вы тут штаны протираете.
Когда Алехин надевает ему на руку повязку патрульного, они и тут смолчать не смог: «У вас погрязнее не нашлось?», на что Алехин вежливо, но жестко ставит его на место: «Это у вас, а не у нас. В комендатуре взяли».
Пока они идут к месту встречи, Алехин вводит его в курс дела и наставляет, как надо себя вести на задании: держаться уступом и быть естественным. Но посмотрите, насколько напряжен Аникушин на встрече с диверсантами:
Он не то что ведет себя вразрез с инструкцией, он поступает с точностью до наоборот и всячески как будто намеренно мешает смершевцам делать свою работу. Он не оказывает никакой поддержки Алехину, пока тот, корча из себя деревенского простачка, проверяет предполагаемых диверсантов. Он никак не поддерживает легенду Алехина и просто молча стоит рядом, пока тот ведет всю работу, хотя по легенде Алехин должен быть в подчинении у Аникушина.
Когда Алехин устраивает показательное выступление, выхватывая из кобуры пистолет, Аникушин даже глазом не моргнул и остался стоять, как стоял, хотя, по логике, он тоже должен был выхватить оружие на случай перестрелки. Зато Аникушин постоянно бросает странные взгляды на Мищенко, как будто хочет что-то сказать, а потом и вовсе как будто теряет интерес к происходящему. «Пассивно он себя ведет, некачественно», — дает оценку его действиям Алехин. А когда обстановка накаляется до такой степени, что становится ясно — стычки не избежать, Аникушин и вовсе совершает необъяснимый с точки зрения здравого смысла поступок: делает шаг в сторону и оказывается на линии огня, фактически закрыв собой Мищенко от пуль особистов:
Наконец, когда начинается заварушка, происходит невероятное: опытный фронтовик, проведший 4 года на передовой, не может вытащить из кармана пистолет и оказывается застрелен противником. И на что это похоже?
Личность Аникушина ни в фильме, ни в романе не раскрывается, как и мотивы его поступков. У одного из киноблогеров я прочитала, что, мол, Аникушин сделал так из сочувствия к настоящим фронтовикам — какие-то штабные позволили себе тех проверять, ужас-ужас. Не верю я в эту теорию. Мое мнение таково: Аникушин тоже был диверсантом, и в его задачу входило организовать прикрытие группе Мищенко. Он сразу понял, кто перед ним, возможно, он знал их в лицо, и поэтому пытался всячески помешать Алехину, но так, чтобы не породить подозрения в отношении себя. Чтобы фронтовик не мог пистолет из кармана вытащить? Не поверю. И почему он носит пистолет под кителем в кармане, а не в кобуре, откуда его доставать проще и удобнее? И надо быть совсем альтернативно одаренным человеком, что бы встать на линию огня. Сделать добровольно опытный военный мог только с одной целью: закрыть собой кого-то более важного. Да и опыт его тоже по большим сомнением: скорее всего, 4 года на фронте это часть его легенды.