Мелодрама, песня из которой стала чуть ли не самой народной

Кажется, что песня «Ромашки спрятались, поникли лютики» была всегда и за столом её пели с достопамятных времён. На самом же деле она появилась в 1971 году,

и написали её поэт Игорь Шаферан и композитор Евгений Птичкин специально для телефильма «Моя улица» (1971), где она впервые и прозвучала. Небезынтересно, что исполнила её тут актриса Нина Сазонова, которая чуть раньше запустила в народ другой шлягер — «Старый вальсок», спев его в драме «Женщины» (1967).

Ленту «Моя улица» снял режиссёр Леонид Марягин. Аудитории сюжет был знаком: в основе сценария фильма, написанного Николаем Фигуровским, лежала пьеса Исидора Штока «Ленинградский проспект», которую охотно и весьма успешно ставили в театрах. Николай Фигуровский был тогда уже авторитетным и именитым сценаристом и несколько раз попробовал себя в качестве режиссёра.

Пьесу Штока, которая увидела свет в 1960 году, Фигуровский немного изменил и дал ей скорректированный финал, и это сказалось на характерах героев и их последующем восприятии зрителями (особенно теми, кто был знаком с пьесой и видел спектакли).

В центре истории — семья Забродиных. Глава семьи Василий Павлович — настоящий патриарх, рабочий человек, ценящий порядок. Его жена Клавдия Ивановна — верная жена, подруга жизни и

та самая русская женщина, которая вечно на себе везёт всё и даже потенциальной невестке говорит, что быть ответственной за всех и за вся, за семью, жизнь и мир — это святая обязанность женщины.

Старший сын Забродиных — дипломат, работающий в Индии, невестка Нина — преуспевающая научная сотрудница. Правда, у неё тоже свои сложности — ей оказывает знаки внимания ректор института Семён Семёнович, мужчина интересный и привлекательный, хоть и не чистый на руку. И вроде бы эти знаки внимания приятны, но переступать черту Нина не готова. Но больше всего проблем доставляет Забродиным младший сын Борис, футболист с дерзким, своенравным и ветреным нравом. У него были отношения с Машей, подругой детства и дочкой давнего товарища Василия Павловича Дмитрия Скворцова, но Маша не может не видеть, что Борис — парень легкомысленный, поверхностный, но самоуверенный. После неудачной игры в Венгрии Бориса из футбольной команды изгоняют, а Маша меж тем сообщает Клавдии Ивановне, что ждёт от него ребёнка, но просит Борису об этом не сообщать, потому что хочет его (а может, и себя) проверить.

На роль Бориса Забродина Леонид Марягин утвердил Геннадия Сайфулина. С ним режиссёр познакомился на предыдущей картине, где Геннадий Сайфулин сыграл похожую роль — ненадёжного и беспечного парня. Однако Леониду Марягину пришлось кандидатуру Сайфулина серьёзно отстаивать. По его воспоминаниям,

редакторы раскритиковали актёра за субтильность и неспортивную фигуру, которой не могло быть у профессионального футболиста.

Тогда Леонид Марягин попросил прийти на студию своего хорошего знакомого — прославленного нападающего футбольной команды «Спартак» Галимзяна Хусаинова, не обладавшего массивными формами. На его фоне даже Геннадий Сайфулин смотрелся внушительно, так что его в картине всё-таки оставили. А Галимзян Хусаинов появился в небольшом эпизоде в первой части фильма в роли футболиста, беседующего с Борисом Забродиным.

Роли Забродиных-старших получили Борис Кудрявцев и Нина Сазонова. Борис Кудрявцев тоже уже работал с Леонидом Марягиным, а вот с Ниной Сазоновой режиссёр столкнулся в работе впервые.

Но образ любящей и заботливой матери большого семейства Нине Сазоновой приходилось воплощать неоднократно, именно в таких ролях она и запомнилась, так что сложностей не возникло.

Роль не в меру прямолинейного, принципиального до скандальности Дмитрия Скворцова, отца Маши, сыграл Евгений Шутов, а саму Машу — молодая актриса Наталья Сайко, только что окончившая Щукинское училище. Актрису заметили ещё во время учёбы: в студенческом театре она была на первых во всех смыслах ролях и с одинаковым успехом играла как подростков, так и старушек, а самой яркой её студенческой ролью стала роль Сони Гурвич в спектакле «… А зори здесь тихие», и именно после него Наталью Сайко пригласили в Театр на Таганке (и, кстати, сразу на роль Офелии в «Гамлете»), где она прослужила вплоть до его разделения.

Ну и ещё два прекрасных исполнителя, украсивших ленту. Невестку Забродиных Нину сыграла Евгения Уралова, здесь появившаяся в не совсем привычном облике брюнетки, а её поклонником и ректором института Семёном Семёновичем стал Вячеслав Шалевич.

В совсем маленьких эпизодах мелькнули Виктор Шульгин и Всеволод Сафонов, а за кадром слышен голос Николая Озерова, который комментирует футбольный матч.

Ну и несколько слов о песне «Ромашки спрятались, поникли лютики». Леонид Марягин хотел, чтобы в фильме о простых людях прозвучала композиция, которая затронет каждого человека и покажется ему знакомо и близкой, «песня из подворотни», как он сам говорил. Поначалу режиссёр планировал заказать музыку у Яна Френкеля, с которым уже не раз работал. Но потом по совету редакторов обратился к начинающему композитору Евгению Птичкину, а тот придумал музыку к лирическому стихотворению Игоря Шаферана. Позже режиссёр вспоминал, что песня ему сразу пришлась по душе:

«Это была та самая искомая «песня из подворотни», открывающая юность пожилых героев. С удовольствием я несколько раз прослушал по телефону в исполнении Птичкина «Ромашки спрятались, поникли лютики», и вдруг мне стало казаться, что я эту песню знаю и слышал давно, со своей орехово-зуевской юности».

Большинству зрителей, в том числе немолодых, тоже показалось, что они всегда знали и пели эту песню, и с того момента она живёт собственной жизнью. Думаю, даже мало кто помнит, что это вообще-то песня из фильма «Моя улица», да и сам фильм сегодня определённо не из числа известных.

Впервые по тв «Мою улицу» показали в марте 1971 года. Большим успехом для Леонида Марягина она не стала, и в число фаворитов зрителей не вошла. И не очень понятно, почему авторы выбрали такое название — «Моя улица», ведь собственно об улице там почти не говорят, не считая крошечного вступительного эпизода. А вы знакомы с этим фильмом? Возможно, видели театральную постановку и можете сравнить версии. И знали ли вы, что «Ромашки спрятались, поникли лютики» появились всего 50 лет назад, а не 150, как кажется?

Оцените статью
Мелодрама, песня из которой стала чуть ли не самой народной
5 актёров советского кино, которым не разрешили озвучить своих персонажей в фильмах