Что не так с Гербертом из «Зимней вишни» и почему ему не везет в личной жизни

«Зимняя вишня» (1985, реж. И. Масленников)

У Герберта (Ивар Калныньш) немало поклонниц среди женской аудитории фильма. Да и мужчины его нередко оценивают как персонажа исключительно положительного. Однако этот персонаж вызывает куда больше вопросов, чем тот же Вадим (с которым всё понятно, ибо он чист как слеза младенца – в смысле прозрачности типажа) или Вениамин (персонаж неоднозначный, но для большинства – всё же отрицательный, если не сказать никудышный).

При всей своей положительности Герберт одинок, неприкаян, а затем и брошен Ольгой на обочине дороги. А ведь всем известно, что хорошие мужики на дороге не валяются. С хорошими мужиками не разводятся. От хороших мужиков не уходят. Ну, во всяком случае расхожие в народе стереотипы сводятся обычно именно к этому. У психологов, как правило, другой взгляд на это, но с одним не поспоришь: дыма без огня не бывает. Так что же не так с мега-позитивно-положительно-мужественным Герой?

Герберт – это Вениамин номер два

Три друга-однокурсника, Саша, Веня и Гера, когда-то трескавшие сосиски в студенческой столовой, вероятно примерно одного возраста, возможно, даже одно года рождения. Стало быть им около 36. К этому моменту ни один из них не женат. Хоккеист Саша хотя бы находится в постоянных, хотя и токсичных, отношениях с Валей. Веня всегда мечтал о семье, много раз влюблялся, но как-то не вышло. Теперь живет с мамой и пишет диссертацию (ну, или делает вид, что пишет).

На чем-то же их дружба держится. Так почему бы не предположить, что на схожести жизненных ценностей и ориентиров. Не склонны они к браку, хотя и тешат себя иллюзиями, мыслями о том, что мечтают о серьезных отношениях и семье.

У Герберта тоже, быть может, всё как у Вениамина: мечтал о семье, много раз влюблялся, но всё не то, всё не получалось. Ну, а пока не получалось – карьеру делал.

Герберт, несомненно, к семье относится положительно. На посиделках у Вали именно он озвучил мысль о том, к чему сводится простое человеческое счастье:

– Ну, знаете, Лариса, как это женщины поняли? А простое человеческое счастье? Дом, семья?

Ну вот не попалась ему (как и Вениамину) та самая. Конечно же, до встречи с Олей. А уж как встретили они Олю, так всё – вот она самая, с которой можно и дом, и семью.

При всём моем уважении к Сафоновой, ее Оля ну вот никак не та женщина, от которой могут потерять голову все свободные мужчины в округе. И если у Вениамина, возможно, не такой уж большой круг общения, то Герберту наверняка жизнь предоставила богатый выбор. Так что этот вариант я нахожу маловероятным.

Мы поедем, мы помчимся, на аленях утром ранним…

Как психолог я, скорее всего, не в праве пользоваться такой терминологией, но просто как женщина, посмотревшая фильм – вполне.

Ну вот есть такая категория мужчин, которых современный сленг определяет как аленей или баборабов. Это психотип, это диагноз, это судьба – называйте, как хотите. У таких мужчин масса достоинств. Они, как правило, кроткие (они же подкаблучники), покладистые, добрые, заботливые, отзывчивые, великодушные, нежные. Такой мужчина и позаботится, и проблемы решит, и светильник починит. На многое смотрит сквозь пальцы. Всё может понять и простить. Если неплохо зарабатывает, то всё несет в дом, всё жене.

Смысл жизни аленя нередко сводится к тому, чтобы найти РСП («разведенку с прицепом», хотя лучше всего даже двумя), стать отцом ее детей, достойно обеспечить их настоящее и будущее. Хорошего мужчину такого типа многие женщины готовы боготворить, за него готовы держаться, ведь он охотно разгребает то, что натворил другой.

Подсознательно алень ищет подходящую партнершу. Просто свободная, беспроблемная и бездетная – не его вариант. Ему нужны отношения, в которых он каждой клеточкой своего тела сможет доказать, что он хороший, нужный, полезный, востребованный. В общем, недолюбленные они, эти алени. Не уверенные в себе. Они жизнь готовы положить на то, чтобы доказать свою нужность и хорошесть, причем по первому зову:

– Извините, пожалуйста. Я вообще не очень-то думала, что вы приедете…

– Но вы просили – я приехал.

С точки зрения психологии, это «спасатели», которые вечно решают чужие проблемы, вытаскивают из трясины «жертв», демонстрируют в высшей степени хорошее воспитание и поведение и всё это – ради того, чтобы их признали хорошими мальчиками.

Быть может, Герберт из их числа? Так-то он очень похож на такого мужчину… Герберт спокойный, порядочный, заботливый, хозяйственный, добрый. Детей чужих опять же любит…

Правда, в этом случае он, возможно, мог бы запасть и на Ларису? Лариса тоже в разводе, у нее тоже есть ребенок. А вот и нет, не мог. Лариса уже наигралась. Она уже не «жертва», она, как смогла, взяла жизнь в свои руки и отказалась скулить и жаловаться. А «спасателю» нужна «жертва», нужна та женщина, которую можно спасать.

Быть может, Герберт, никакой не алень и не бабораб (очень уж он положительный, язык не поворачивается к нему эти слова применять), но он однозначно «спасатель». Вполне возможно, что Герберт заигрался в психологические игры, застрял в пресловутом «Треугольнике Карпмана» (Жертва – Спасатель – Преследователь), а любая такая игра заканчивается одинаково: расплатой.

Психологическая расплата бывает разной, в случае со «спасателями» она обычно сводится к тому, что человек оказывается разочарован финалом отношений: его использовали, его не оценили по достоинству, его почему-то опять променяли на того козла Вадима. На 90% склоняюсь к тому, что эта версия наиболее близка к истории Герберта.

Взрослый, но наивный

Психологически зрелый, адекватный человек бОльшую часть времени находится во «взрослом» состоянии личности. Он способен опираться на факты, анализировать ситуацию, принимать решения. Он внимателен и к своим чувствам, и к своим принципам. Взрослый человек в психологические игры не играет. А когда нет игр, есть то, что в психологии называется «близостью».

Если очень упрощать, то близостью в психологии называются отношения, в которых каждый стремится получить нечто желаемое напрямую, без манипуляций и уловок. Хочет обнимашек – говорит «Обними меня», чувствует злость – не обвиняет, а говорит «Я злюсь», хочет чувствовать себя нужным и полезным – идет к психологу, разбираться, с чего бы это.

Герберт в фильме показан как человек, находящийся во взрослой позиции. Лично мне очень легко его представить вне психологических игр и манипуляций. Возможно, ему это настолько чуждо, что он и предположить не мог, что кто-то может играть, использовать одного человека ради получения эмоций, из мести или от отчаяния.

Есть люди, которые живут «по сценарию»: вся их жизнь – это бесконечные танцы на граблях. В каждым танцем грабли становятся всё более и более любимыми, но сойти с них человек и не думает. Оказываясь в манипулятивных отношениях, такие люди чувствуют себя как рыба в воде. Не факт, что хорошо, но в своей среде обитания. Загрязненной, но своей, такой, в которой можно дышать жабрами, а не биться об лед до смерти. Про таких людей можно сказать, что их игры – сценарные.

Но бывает и так, что человек оказывается втянут в игру случайно, эпизодически. Не разглядел крючка, уловки, не увидел манипуляции, принял всё за чистую монету – и вот ты уже в игре. Это разовое происшествие. Болезненный, но разовый опыт. Такие игры называют ситуационными (ситуативными).

Мне хочется верить в то, что Герберт оказался втянут именно в ситуационную игру. Для него это не свойственно, не характерно, но так получилось. Он к Ольге и ее ребенку всей душой, а она – выкинула номер, обольстила иллюзиями, переобулась в воздухе и побежала к своему женатому Вадиму, оставив Герберта в полном недоумении и печали. Почти на 100% уверена в том, что именно этот вариант и пытались нам преподнести создатели фильма.

Может, обернется всё это для Герберта психотравмой, подорвет его доверие к женщинам. А, может, и нет. Как взрослый человек он сможет это прожить, принять и пойти дальше. А там, глядишь, и правда повезет ему в любви.

Какая версия ближе вам? Как думаете, почему у Герберта никак не складывается с личной жизнью?

Оцените статью
Что не так с Гербертом из «Зимней вишни» и почему ему не везет в личной жизни
Жёсткий фильм про тюрьму, где Маргарита Терехова появилась в пикантном эпизоде