Не знаю, как вам, а мне всегда интересно заглянуть на обратную сторону луны — я имею ввиду посмотреть на съемочный процесс изнутри, узнать, как это делается. И особенно интересно — как делались спецэффекты для фильма. Не исключение и блистательная комедия Роберта Земекиса «Смерть ей к дицу», вышедшая на экраны в 1992 году. Фильм во многом стал новаторским в плане спецэффектов, а зрители полюбили картину за остроумный и веселый сюжет. Великолепное трио составили Брюс Уиллис, «Крепкий орешек», снявшийся в этом фильме в нехарактерной для себя роли лоха-подкаблучника, и две блистательных актрисы: Мэрил Стрип и Голди Хоун. И сегодня я хочу рассказать и показать вам, как создавали спецэффекты для этой картины.
К созданию спецэффектов была привлечена компания Industrial Light & Magic (ILM), бывшая тогда и остающаяся сейчас лидером в этой области. Чтобы иметь представление о возможностях компании, стоит сказать, что ее создателем является Джордж Лукас и на сегодняшний день в портфолио компании более 300 фильмов. Все самые громкие, самые новаторские решения разработаны ее сотрудниками. Все «Звездные войны», все фильмы про Индиану Джонса, «Назад в будущее», «Вспомнить все», «Крепкий орешек 2», «Парк Юрского периода», «Маска», «Джуманджи», «Миссия невыполнима», «Сердце дракона», «Люди в черном», «Титаник», «Пираты Карибского моря», сага о Гарри Поттере, «Хроники Нарнии» и масса других фильмов.
После того, как подруга увела у героини Голди Хоун Хелен Шарп жениха, она впала в депрессию и жутко растолстела. разумеется, Голди Хоун не смогла бы набрать атко вес за короткий промежуток времени и без вреда для здоровья, поэтому для нее был изготовлен специальный «толстый» костюм из резины:
Костюм был не простой, а с эффектом вибрации, именно поэтому при движениях у Голди так натурально трясется грудь, складки на боках и седалище. Играть в таком «наряде» непросто — эти костюмы тяжелые, их вес может достигать 25-30 кг, похожие костюмы надевали на актрису, игравшую тетушку Мардж в «Гарри Поттере и узнике Азкабана», и на актера, игравшего Дадли Дурсля в последней части. К тому же в них всегда очень жарко. Но что поделать — такова актерская профессия, а искусство требует жертв.
Роль бессмертной ведьмы Лисли фон Руман, продавшей двум кумушкам эликсир вечной жизни, исполнила Изабелла Росселлини. Однако в сцене, где она в чем мать родила выходит из бассейна, ее заменяла дублерша. Сама Изабелла была не прочь сняться в обнаженном виде, но ее фигура не соответствовала образу.
Актрису заменила никому неизвестная Кэтрин Белл, которая в те годы только-только начинала изучать актерское мастерство.
Однако со временем ей удалось построить карьеру актрисы, правда, громкого успеха она так и не добилась.
Дворец Лисли фон Руман был выполнен в виде модели:
И только некоторые интерьеры и часть крыши сделали в натуральную величину:
А вот так снимали падение Уиллиса с крыши замка:
Больше всех на площадке досталось Мэрил Стрип. Основная сложность съемок с ее участием заключалась в том, что ее героиня полфильма ходит со свернутой шеей, и надо было достоверно показать и свернутую шею, и перекрученную голову. Все это снималось с применением разных технологий. Например, на голову Мэрил надевали синюю балаклаву, и она ходила задом наперед:
А потом на нее надевали синюю водолазку и снимали крупным планом ее голову, при это было крайне важно, чтобы до сантиметра соблюдалось положение головы, иначе при совмещении кадров не получился бы нужный эффект:
Для некоторых сцен использовали аниматроник с лицом Мэрил:
А для некоторых делали манекен передней части тела Мэрил, одевали его как Мэрил, актриса вставала за манекеном, а две ассистентки всовывали руки в прорези в рукавах и изображали движения руками:
Больше всего хлопот создателям спецэффектов доставил… бюст актрисы. Если помните, она наблюдает в зеркале, как сначала ее, пардон, ягодицы, а потом и грудь подтягиваются до состояния девственной упругости. Так вот, если с пятой точкой проблем не возникло, ее «подтягивали» при помощи пневматических накладок (их сначала надули, затем пустили пленку задом наперед), то для груди был придуман и затем сделан пневматический бюстгальтер, в чашечки которого при нажатии кнопки подавался воздух, соответственно, грудь актрисы должна была приподняться.
Однако то, что хорошо работало на стенде, на живой модели не произвело нужного эффекта. Тратить деньги и время на разработку другого лифчика не стали и прибегли к старому дедовскому методу: за спиной актрисы пряталась ассистентка, которая по команде при помощи палочек, прикрепленных к бюстгальтеру, поднимала груди Мерил Стрип:
Изначально дыру в теле Хелен хотели сделать более реалистичной — зрители должны были видеть не только саму дыру, но и вываливающиеся органы героини. Но от этой идеи отказались, потому что тогда фильм был бы отнесен к жанру «ужасы», а его возрастной рейтинг повышен, а Земекис этого очень не хотел.
Для некоторых сцен дырку рисовали посредством компьютерной графики, а для некоторых использовали манекен с лицом Голди Хоун:
Ну и напоследок интересная информация: финал фильма был другим. По сюжету после падения Эрнеста, он встретил некую барменшу (Трейси Ульман). Она помогла ему инсценировать смерть, после чего они сбежали ото всех и жили долго и счастливо.
Спустя 27 лет Хелен и Мадлен встречают пару пенсионеров, в которых узнают Эрнеста и барменшу. Глядя на них, Хелен и Мадлен понимают главное: они будут вечно молоды и вечно красивы, но у них не будет главного: любви. Однако тестовые показы выявили отрицательную реакцию зрителей на такой финал, из-за чего было принято решение полностью его изменить. В итоге все сцены с Трейси Ульман были вырезаны.