Кто же всё-таки был преступником в фильме «Вокзал для двоих» и какой скрытый смысл хотел донести автор

Культовая советская классика о том, как два случайно встретившихся человека влюбляются друг в друга по всё такому же стечению обстоятельств. Фильм «Вокзал на двоих» кажется очаровательным в своей простоте, никаких глубоких подтекстов, скрытых сюжетов или попытки донести сложные идеи…или это так только кажется на первый взгляд?

Если мы подробно взглянем на всю фильмографию Эльдара Рязанова, то увидим достаточно много работ на схожую тематику: «Ирония судьбы» и «Служебный роман» и «Девушка без адреса» первыми приходят мне на ум. Однако несмотря на всю поверхностную простоту, я считаю их гораздо более сложными, чем многим могло показаться.

Про «Служебный роман» я как раз недавно написал статью с разбором того, почему это никак не комедия, а скорее трагикомедия об отчаянных людях в расцвете кризиса среднего возраста, хотя многие считают эту картину исключительно комедийной. Вот и с «Вокзалом на двоих» ситуация может обстоять совсем иначе.

На первый взгляд, как таковых ярко выраженных антагонистов здесь нет и не то чтобы они особо здесь нужны. С другой стороны, я как-то не обратил внимание при первом просмотре на образ жены Платона (Олег Басилашвили) – телеведущая Мария Рябинина.

Смотрите, по началу может показаться, будто любовь Платона к случайной хамоватой официантке Вере (Людмила Гурченко) выглядит слегка странно и притянуто за уши, по этой причине я не особо разделяю всеобщий восторг по фильму «Ирония судьбы», ведь там главный герой Женя Лукашин фактически просто так сбегает от своей невесты Гали, ещё и в придачу становится катализатором для разрушения чужого брака.

Знаю-знаю, эта картина является культовой классикой, а я вообще кто такой, чтобы рот открывать в её сторону? Но моя претензия связана исключительно с посылом, некой моралью, фильма, где вполне себе интеллигентный и любящий мужчина Ипполит Георгиевич подаётся как отрицательный персонаж, а неверный муж Лукашин, вместе с Надей Шевелёвой, сугубо положительные.

В фильме «Вокзал на двоих» ситуация обстоит совершенно иначе, как минимум потому что образ жены Платона нам раскрывается более подробно. Безусловно, самого Рябинина и его интрижки с официанткой не оправдать с точки зрения морали, но сами посудите, ведь именно по вине Марии, сбившей пешехода, нашему пианисту грозит тюремное заключение.

И когда Вера звонит жене Рябинина с целью разузнать правду, она просто отнекивается фразой: «Я этого никак не могла сделать», тем самым как бы говоря: «Ты мне уже не нужен, Платон, я тебя использовала и мне этого вполне хватит». Безусловно, сам музыкант тоже совсем не идеален, но я прекрасно могу понять его мотивы и чувства.

Скорее всего, стоило ему взять всю ответственность на себя, как Мария тут же готова была отказаться от него, ведь зачем ей муж уголовник, верно? Именно она в этой самой сцене и предаёт его. Реакцию Платона на этот разговор многие называли «раскрытием его лжи». Мне кажется, что нам таким образом показывают его боль и разочарование в собственной супруге.

Она не сказала это на суде или следователю, как бы поддерживая общую легенду. Вину Платона уже «признали», Вера спрашивала просто исключительно из собственной инициативы, а у Марии внутри совсем не щёлкнуло чувство совести.

Образ жены Рябинина в некой мере противопоставляется Вере. Изначально она кажется нам грубой и язвительной и лишь по ходу сюжета раскрывается с более чуткой и нежной стороны. Мария Рябинина, пусть мы её саму не видим, скорее наоборот: от любящей жены, которую Платон спас ценой собственной свободы, она раскрывается нам бесчувственной и эгоистичной женщиной, готовой забыть про своего спасителя в первый удобный момент.

Кстати, подкрепляется вся эта ситуация тем, что у пары Платона и Марии есть вполне реальный прототип в лице композитора Микаэла Таривердиева, близкого знакомого Рязанова и Людмилы Максаковой. Ситуация была практически та же самая, только вот после того, как композитор взял ответственность на себя, Максакова даже не попыталась обелить его имя, а просто поддерживала эту легенду для всех.

Даже возмутилась после выхода «Вокзал на двоих», явно разглядев в Рябининой саму себя. Возможно, именно этот подтекст и хотел заложить Рязанов? Совсем уж не похоже это на простое совпадение. А что вы думаете по этому поводу? Можете написать в комментариях.

Оцените статью
Кто же всё-таки был преступником в фильме «Вокзал для двоих» и какой скрытый смысл хотел донести автор
«А зори здесь тихие»: зачем режиссеру понадобилась «откровенная» сцена в бане? Рассказываем ее смысл