Лизочек — ведьма-неудачница?

В общем, долго я размышляла над образами в фильме «Суета сует», особенно над образом Лизочка, уж очень он получился с одной стороны гротескный, а с другой — довольно правдивый. На самом деле такие сюси-пусечные Лизочки встречаются в жизни, все-то у них мур-мур-мур да ням-ням-ням. И все не давали мне покоя желтые цветы в ее руках, с которыми она пришла в гости к Марине Петровне. Вообще с детства помню, что желтые цветы считались символом супружеской неверности, и упаси Боже впихнуть желтый цветок в букет невесты на свадьбе — жди беды, муж точно загуляет. Дарить желтые цветы замужним женщинам да и просто дарить их было не принято, считалось дурным тоном.

И вспомнился мне Булгаковский роман «Мастер и Маргарита», и то, какой акцент писатель делает на желтых цветах, которые несла Маргарита:

Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет.

И тут мне пришла в голову мысль: Лизочек на самом деле ведьма. Сами посудите: рыжая. А спокон веков рыжеволосые женщины считались ведьмами. Один глаз слегка косит. Вспомните ту же Маргариту:

Что нужно было этой женщине, в глазах которой всегда горел какой-то непонятный огонечек, что нужно было этой чуть косящей на один глаз ведьме

Глаза, кстати, зеленые — сочетание рыжих волос и зеленых глаз неоспоримое доказательство принадлежности к ведьмовскому племени! И лет ей за 30, как и Маргарите.

Немаловажная деталь: одежда. Как одевается Лизочек? Она вечно вся в оборочках, рюшечках, финтифлюшечках, шалька самовязанная с крупным узором, металлическое абстрактное ожерелье на длинной цепочке, даже какие-то бубенчики таскает на себе. Такой образ лесной девы, ведуньи, колдуньи.

Это всё — отголоски движения хиппи. Можно предположить, что в юности, лет 10-15 назад, Лизок активно хипповала. Юность прошла, а вот со стилем расстаться она все еще не может — ну нравится, её это. Ведь одежда отражает наше внутреннее состояние, а Лизок так и чувствует себя той юной лесной девой с хайратничком на лбу и в оборочках. Отсюда и свобода нравов — она на каком-то подсознательном уровне моментально начинает заигрывать со всеми мужчинами, попавшими в поле зрения, они все — её.

Ну так что же было нужно этой женщине с непонятным огонечком в глазах? Приворожить мужчину. Любого. Ей нравится сам процесс увлечения очередной жертвы в свои шелковые сети. Он ей, может, и не нужен вовсе, но удержаться не может, не в силах просто спокойно пройти мимо носителя мужских признаков, тут же включается в ней чаровница-баловница. Вспомните, что происходит, когда она, придя в гости к «бывшей жене», видит там хлопочущего у плиты Володю (Леонида Куравлева). Она тут же распахивает глаза и начинает его заманивать. Не словами — интонацией, телодвижениями, взглядом. Вспомните это ее томное «Мужчины такая редкость…» И уже не помнит, что всего неделю назад говорила Борюсику, что любит его «за красоту». Причем она это делает совершенно ненаигранно, она вполне искренна в этот момент — просто она обожает мужчин в принципе и любит каждого, кто попал в поле ее зрения. Такие женщины легко выходят замуж и меняют мужей. Их никогда не терзает тоска по прошлому, они живут сегодняшним днем.

К чему я всё это? А вот к чему: Лизочек это комедийной изображение булгаковской Маргариты. Вероятно, она отождествляет себя с ней. Хочется ей быть ведьмой. Только вот беда — Мастер с Воландом улетел и вернуться не обещал. Так что судьба Лизочку по чужим мужьям прыгать.

Оцените статью
Лизочек — ведьма-неудачница?
«Служебный роман»: про плохую Рыжову и хорошего Самохвалова