Картина Юрия Егорова «Однажды 20 лет спустя» 1980 года неспроста является одним из образцов советской классики. Я бы назвал этот фильм одной большой благодарностью всем советским матерям, воспитывавшим своих любимых детей несмотря не на что.
Пусть у главной героини Нади Кругловой (Наталья Гундарева) не получилось стать великой успешной звездой, предпринимателем, изобретателем, учёным или кем-то ещё, зато она была заботливой и любящей матерью, а разве не это самая благородная и уважаемая в мире профессия?
Каждый раз после просмотра «Однажды 20 лет спустя» мне хочется позвонить маме и от всей души поблагодарить её за всё, что она для меня сделала. После таких фильмов начинаешь понимать, насколько тяжело и непросто быть хорошим родителем. И всё же кое-что я в нём не понимаю по сей день.
Вам не кажется, словно идея «Счастье в материнстве» здесь подаётся как-то слишком навязчиво? В плане, такое ощущение, будто все твои остальные достижения, если ты женщина, совсем не имеют значения. Почему? Потому что детки – это самое главное, а про остальное можешь забыть. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы женщина была домохозяйкой и матерью – это такой же достойный уважения труд, как и любой другой.
Только вот, почему все остальные профессии или достижения подаются как второстепенные и не особо важные? Словно молодым и не только девушкам хотели внушить мысль: «Главное в жизни стать мамой, а про самореализацию, карьеру и личное счастье можете забыть, главное детишек родить побольше».
Опять-таки, для кого-то действительно счастье может быть в том, чтобы воспитывать детей и это прекрасно, но это ведь не значит, что девушка не должна становится инженером, космонавтом, актрисой, в конце концов, да кем угодно. Идея отверженного материнства подаётся как-то слишком односторонне.
Я бы с удовольствием посмотрел на то, как Надя находит время и для других радостей в жизни, помимо своих детей. Тем более у неё есть прекрасный муж Кирилл (Виктор Проскурин): ведет себя хорошо, приносит деньги в дом, неужели он сам бы не хотел помочь своей супруге хотя бы разок порадовать себя исполнением маленьких женских капризов? Не только ведь у плиты стоять и детей воспитывать до конца жизни.
Особенно грустно смотрится момент, когда Надя со слезами на глазах говорит мужу, как она устала. У неё просто нет сил, она любит своих детей, но кроме материнства и четырёх стен она больше жизни не видела. Но мораль фильма в том, что это вполне нормально? Нет, не нормально.
Проблема здесь совсем не в детях, и не в том, что Кругловой приходится отказывать себе в покупке нового платья ради обеспечения семьи, а в том, что нам прямо дают понять – она ощущает себя уставшей, а порой совсем несчастной.
Вспомните хотя бы сцену из начала, когда семейная пара Кругловых пытается найти Наташу на пристани и случайно пересекается с молодыми, ищущими свою собачку Лялю. Тогда эта безымянная женщина говорит Наде: «Что вы, у нас нет детей. В наш век у женщины могут быть и другие интересы».
В этот момент у Кругловой такое выражение горя на лице. Она и сама была бы рада попробовать себя в чём-то другом, вот только не может, слишком уж много дел у неё. Справедливости ради, сама Надя тоже говорит не очень тактичную фразу, говоря про собаку: «Представляю, как вашим детишкам с ней весело».
Не хочу ничего плохого говорить про такую милую и добрую женщину, но неужели она тогда не подумала, что не у всех семейных пар могут быть дети? А если эта женщина просто не может родить своего ребёнка? А ведь такие ситуации бывают нередко, когда после нескольких лет брака у мужа и жены не получается завести ребёнка.
Это причём, одна из существенных причин разводов в нашей стране согласно статистике. Я понимаю, Круглова не могла представить себе жизнь иначе, ведь она судит по своему личному опыту. Но в таком случае драма её не особо счастливого материнства только лишний раз подчёркивается.
А что вы думаете по поводу фильма «Однажды 20 лет спустя» и такого вот мировоззрения главной героини? Должны ли быть дети центром жизни любой женщины или эти стереотипы должны остаться в далёком прошлом?