«Безотцовщина» (1976) – жизненная, искренняя картина с яркой актерской игрой. В основу сценария легла одноименная повесть Марии Халфиной. Перед создателями фильма встала непростая задача – за полтора часа экранного времени раскрыть характер каждого персонажа, логично и плавно провести линию судьбы главной героини. И им это удалось
Знакомство с Олей Муромцевой (Елена Драпенко) происходит не сразу. Сначала идет предыстория. В колхозе при пожаре погибает ее отец. Почему мать, у которой есть и работа, и крыша над головой, и моральная поддержка крестной, решает определить Олю в детский дом – неизвестно. Но растет девочка в казенном доме. Навещает ее крестная матери Анна Михеевна – проницательная, наблюдательная и справедливая женщина.
Взять Олю к себе Анна Михеевна не могла, видимо потому, что Тамара родительских прав была не лишена. Прекрасно справилась с ролью актриса Надежда Федосова. Как, впрочем, все актеры. Второстепенные персонажи тоже со своей судьбой, характером, внутренним содержанием. Соседка Тамары Глафира (Елена Максимова), мать Кеши (Ольга Хорькова), работница Рязанова (Раиса Рязанова).
Когда Анна Михеевна узнает, что из детского дома Оля уехала к матери, она задается вопросом – почему спустя столько лет Тамара вспомнила о ребенке. Интересно это узнать и зрителям. И вот тут мы знакомился с Олей и понимаем суть сложившейся драмы.
Тамара (Тамара Семина) в погоне за женским счастьем теряет гордость, выносит материнство на скобки. Новый муж – классический маменькин сынок с претензией на оригинальность. Дома он появляется как король без свиты. Тамара тут же, забыв про усталость (а работает она маляром), наводит красоту, накрывает на стол, ловит каждое слово любимого. Не забывая подгонять и давать распоряжения старшей дочери. Вот почему она взяла ее к себе. Троим ребятишкам, рожденным от нелюбящего мужчины, нужен присмотр. Бесплатная нянька и помощница по хозяйству. И неважно, что Оля даже образование получить не смогла.
Пара Леонид Куравлев (Кеша) и Тамара Семина (Тамара) убедительно показали взаимоотношения в семье, от которой осталось только название. Как бы Тамара не старалась, Кеша, гордо называющий себя отцом трех пацанов, то и дело уходит к маме. Нет уважение к женщине, которая рядом с ним, нет минимальной заинтересованности в воспитании детей.
Оле же просто не хватает тепла и любви. Поэтому, не обдумав решение, не посоветовавшись с Анной Михеевной, она сбегает с красавцем Романом (Лев Прыгунов). Уезжают влюбленные на север, где вместо романтики начинаются суровые будни: маленькая комнатушка, пустая гречка, завывающий ветер за окном и скука долгих вечеров.
Живут Роман и Оля без штампа в паспорте. Новость о беременности Оли парень воспринимает в штыки. Дает понять, что не готов к отцовству. Расстаются они на моменте лукавства – Оля говорит, что беременность выдумка.
Новый виток жизненной драмы возникает тогда, когда Романа судьба вновь сводит с Олей и подросшим сынишкой. И сейчас так хочется стать настоящим отцом, но все не так просто.
Безотцовщина – это про многих героев фильма. Оля – любящая, помнящая погибшего отца. Дети Тамары с отцом по документам, но не по ответственности и чувствам. Роман, у которого после развода родителей появились две мамы и два папы, а по факту – он остался один. И маленький Алеша – сын Оли. И всем им труднее стать счастливыми.