В 90-х годах прошлого века популярность бразильских и мексиканских мыльных опер в стране просто зашкаливала. Но зрители соскучились по родным сериалам. Этот интерес почувствовал известный режиссер Владимир Бортко, который решил снять многосерийный фильм, отражающий события «лихих девяностых». Россияне о них хорошо помнили, а многие были участниками подобных «приключений» с криминальным оттенком.
В итоге у Бортко получилось зафиксировать на видеопленку уходящую эпоху, включающую бандитские разборки и милицейский беспредел. Он задействовал звезд советского кино и сделал популярными несколько молодых актеров.
Хоть я и не причисляю этот сериал к лучшим работам создателя экранизаций «Идиота» и «Собачьего сердца», но не отрицаю, что он вошел в историю российского телевидения. Раскрою вам некоторые секреты создания «Бандитского Петербурга».
Сценарий основан на реальных событиях
В 1990-х годах в российских СМИ выходили статьи криминального репортера Андрея Константинова (в реальности – Баконина), который исследовал организованную преступность в Санкт-Петербурге. Он стал автором двух «Адвокатов».
Романы понравились режиссеру Валерию Огородникову, который задумал их экранизацию. Он попросил журналиста поработать над сценарием. Средств на реализацию проекта у него не было.
После продажи прав на многосерийную адаптацию режиссеру Владимиру Бортко процесс сдвинулся с мертвой точки. Константинов помог ему доработать сценарную основу, в которую включил фрагменты из второго «Журналиста».
В первой книге из этого цикла рассказывалось о военном переводчике Андрее Обнорском, который учился на Восточном факультете в Ленинградском университете. Потом его направили работать в Ливию и Южный Йемен. После возвращения он стал разрабатывать криминальную тематику. Андрей Константинов – прототип Обнорского.
Малобюджетный проект, ставший культовым сериалом
Чтобы сэкономить деньги, создателями «Бандитского Петербурга» была использована видеопленка. Из-за этого изображение получилось не идеально четким. Благодаря высокому профессионализму опытных актеров на многочисленные дубли тратить деньги и пленку режиссеру не понадобилось.
Гонорары у них были мизерные. Олегу Басилашвили за второстепенную роль платили сто долларов за смену, а Дмитрию Певцову и Армену Джигарханяну – максимальную ставку по триста долларов.
Среди исполнителей эпизодических ролей в сериале можно увидеть охранников, спортсменов и настоящих бандитов. У Константинова в криминальном мире были многочисленные знакомые, которые не только снимались в массовых сценах, но и консультировали артистов.
Компромиссный выбор исполнителей главных ролей
Автор литературного оригинала и сценария «Бандитского Петербурга» изначально хотел, чтобы главного героя сериала сыграл Александр Домогаров, но режиссер считал, что с ролью лучше справится Дмитрий Нагиев.
Между Константиновым и Бортко была заключена сделка. В итоге Обнорский появился в «Бандитском Петербурге» в исполнении Домогарова, а роль Кати досталась Ольге Дроздовой, хотя изначально роковую женщину должна была сыграть Екатерина Стриженова.
Образ главной героини сериала основан на реальном прототипе, но в сценарии она получилась хитрее и опаснее женщины, которую взяли за основу этого образа. Перед съемками тюремной драки с участием Кати у Ольги Дроздовой начался мандраж, так как ей предстояло сниматься с бывшей уголовницей, но та не явилась на площадку. Вместо нее «дралась» ассистентка кинорежиссера.
Таинственный прототип Антибиотика
Михаил Ульянов должен был сыграть криминального авторитета по прозвищу Антибиотик, но из-за занятости не смог. С этой ролью прекрасно справился Лев Борисов. Его герой с одной стороны олицетворяет собой зло, а с другой – обладает совестью и душой. Российские бандиты стали с уважением относиться к Борисову, подходили к нему за автографами и были готовы помочь в решении любых проблем артиста.
Виктора Павловича Говорова сценарист списал с реально существующего питерского криминального авторитета, но имени его он называть не стал, так как тот дружил с артистами и высокопоставленными чиновниками.
Говорили, что прототипом Антибиотика является Владимир Кумарин, возглавлявший тамбовскую организованную преступную группировку. Ходили слухи, что он даже встречался с Львом Борисовым.
«Горбатый» Барон навел шороху в Эрмитаже
Олег Ефремов должен был сыграть Барона в «Бандитском Петербурге», но из-за болезни актера его пришлось заменить другой советской звездой – Кириллом Лавровым. Этот герой списан с вора в законе Юрия Алексеева, которого в криминальных кругах знали, как Горбатого. Преступник хорошо разбирался в антиквариате, а прозвище ему дали за изменение внешности. Он ходил с накладным горбом.
С Алексеевым связаны громкие антикварные дела. При этом он не давал другим преступникам вывозить художественные ценности за границу. Когда вор в законе последний раз сидел в тюрьме, с ним успел пообщаться Константинов. Горбатый рассказал ему интересную историю об Эрмитаже и запасниках музея.
Когда вышел первый сезон «Бандитского Петербурга», дело дошло до скандала. В сериале старый вор рассказывает журналисту Обнорскому, что в Эрмитаже выставили копии нескольких похищенных картин, которые выдают за оригиналы.
Директор музея заявил прессе, что это неправда. На самом деле в середине 1980-х серная кислота, выплеснутая сумасшедшим посетителем на картину «Даная», написанную Рембрандтом, повредила полотно, которое потом двенадцать лет реставрировали.
«Украденная» музыка Корнелюка
Музыка к «Бандитскому Петербургу» написана композитором Игорем Корнелюком. Режиссер обратился к нему с просьбой добавить в нее мелодраматизма. Саундтрек к сериалу стал популярным. Автор песни «Город, которого нет» был обвинен в краже мелодии.
Состоялись судебные заседания с участием представителей звукозаписывающей компании и создателей треков для мобильных телефонов, а на льду под эту композицию была показана произвольная программа фигуриста Евгения Плющенко.
Некоторые критики «Бандитского Петербурга» упрекают создателей сериала в романтизации преступности. По моему мнению, это совсем не так. Я считаю, что в телевизионной драме показана история о жестоком, подлом и беспринципном криминальном мире, где многие бандиты явно не доживают до старости. Не случайно режиссера и сценариста сами преступники неоднократно благодарили за показ неприкрытой правды.
А вы как считаете, достоверно ли отражены события «лихих девяностых» в «Бандитском Петербурге» или показаны с налетом легкой романтики?