О чём фильм «Ребро Адама» 1990 года? Думаю, об извечной теме конфликта поколений. Четыре женщины разных возрастов пытаются вместе ужиться в одной квартире и, разумеется, далеко не все складывается лучшим образом.
На самом деле, я удивлён, как «Ребро Адама» прошло мимо меня. Полагаю, дело в том, что его сняли не в «золотую эпоху» советского кинематографа, а в девяностые, когда по мнению многих хорошее кино в России закончилось. Однако эту картину, о которой говорят слишком редко, я бы причислил к подборке лучших картин, снятых в СССР.
Даже не знаю, с чего начать хвалить это произведение Вячеслава Криштофовича, снятое по мотивам повести Анатолия Курчаткина «Бабий дом». Думаю, в первую очередь хочу отметить феноменальную актёрскую игру, без которой фильм не получился бы от слова совсем.
Чурикова в роли матери, Елена Богданова, сыгравшая прикованную к постели бабушку, а также Светлана Рябова и Мария Голубкина в роли старшей и младшей сестры соответственно – все смотрятся великолепно.
Они сделали «Ребро Адама» по-настоящему прекрасным фильмом о нелёгкой женской судьбе. Каждая из главных героинь всего лишь хочет быть счастливой, а значит, каждой из них предстоит столкнуться с реальностью, полной отчаяния, печали и разочарований.
Конечно, большинство этих проблем я, как мужчина, никогда не смогу прочувствовать на личном опыте, но история семейства Нины Елизаровны от этого не становится для меня менее интересной. Прекрасный фильм, который я смело рекомендую к просмотру каждому.
В процессе просмотра я насколько втянулся, что совсем позабыл о вымышленности всего происходящего. Возникло такое ощущение, словно прямо передо мной раскрывается история четырёх отчаявшихся женщин.
Стоит сказать, фильм, как мне кажется, вышел гораздо интереснее оригинальной повести. Специально перед написанием этой статьи я решил самостоятельно с ней ознакомиться и могу сказать, что Вячеслав Сигизмундович значительно дополнил историю «Бабий дом», сделав её в разы лучше.
Самым большим отличием стал образ главной героини Нины Елизаровны: в книге она выступает холодной и властной женщиной, держащей дочерей в железном кулаке. Подходит ли это описание под персонажа Инны Чуриковой? Однозначно нет.
Если бы в картине она была таким же отрицательным персонажем, я бы, скорее всего, не смог проникнуться к ней сочувствием. Между повестью и экранизацией есть большое количество более мелких отличий, но ведь из них в итоге и складывается цельная картина. В общем, один из тех случаев, когда фильм действительно лучше книги.
Отдельно мне бы хотелось отметить сцену с женой Андрея – Надей, бесподобно сыгранной Лидией Ежевской. Пусть она и является второстепенным персонажем, по глубине проработки, и уж тем более по уровню актёрской игры, она совсем не уступает основному составу. Смотреть за тем, как она изливает душу перед Лидой, без малейшего понимания того, что прямо перед ней очередная «подружка» её мужа, было непросто.
Причём это сделано не на уровне дешёвой мелодрамы с выяснением отношений, здесь всё ощущается слишком реальным, в первую очередь благодаря стараниям актрис, как я уже отметил выше. Мне, к счастью, никогда не приходилось испытывать подобного, но во время просмотра этой сцены прямо слёзы наворачиваются. Казалось бы, изменяет муж – просто разведись с ним, кому вообще нужен этот Андрей, а ведь на деле всё гораздо сложнее.
Надя обременена собственными чувствами и не способна избавиться от этого. В этой конкретной сцене она оказывается на самом дне. У неё совсем не осталось надежды на то, что муж прибежит к ней на коленях с извинениями. При этом отпустить его в «свободное плавание» она также не способна.
Вот и остаётся безуспешно пытаться смириться со сложившейся ситуацией, по случайности раскрывая душу одной из дам своего супруга. А помните, как накатывает на Лиду после возвращения домой? Она прекрасно понимает всю сущность ситуации, ей неприятно от себя самой, но сейчас она уже ничего не способна изменить, лишь попытаться заглушить чувство совести спиртным.
Повторюсь, фильм прекрасный, смотрится на одном дыхании. На моей памяти не так много есть фильмов, раскрывающих сугубо женские проблемы, из последних просмотренных на ум приходит только «Родня» Никита Михалкова, правда там скорее поднимается тема именно родственных взаимоотношений, а в «Ребро Адама» по отдельности раскрывается судьба каждой из героинь.