Самохвалов или Рыжова? Кто на самом деле негодяй в «Служебном романе»

Разбираем с психологом второстепенную любовную линию лирической трагикомедии Эльдара Рязанова.

Прекрасный советский фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» сегодня считается культовым, а многие вопросы об отношениях, затронутые в нем, актуальны по сей день. В этом материале вместе с психологом Ильей Ахмедовым мы порассуждаем на тему любви, но речь пойдет не о романе главных героев.

Гораздо более сложной и запутанной стала любовная история Ольги Рыжовой и Юрия Самохвалова. Кто же на самом деле виноват в печальной развязке и кем из героев был спровоцирован финальный конфликт? Для тех, кто не смотрел кинокартину или не помнит ее подробностей, кратко перескажем данную сюжетную линию.

Повествование ведется от лица рассказчика. Именно он знакомит зрителя с Ольгой Рыжовой — простой и веселой женщиной, которая всегда старается сохранять позитив: «Больше всего я люблю в ней то, что она оптимистка. Что бы ни случилось». После мы видим на экране Самохвалова, и главный герой отмечает, что Юрий Григорьевич — хороший человек, которого он знает давно, еще с института. Любопытно, что именно с его появления и начинается вся эта история.

Самохвалов действительно связывает жизни четырех центральных персонажей воедино, становится зачинщиком всего сюжета. Чуть позже мы узнаем, что у Ольги и Юрия в молодости был роман, возможно, даже очень долгий, но по какой-то причине оборвался. Вспыхнувшая после стольких лет влюбленность не дает покоя Оле: при виде Самохвалова она отбрасывает всю свою простодушную естественность и становится кокетливой и женственной.

Поначалу ее поведение забавляет Юру: он отвечает ей тем же, но, скорее, в шуточной форме. Ольга же только делает вид, что играет: на самом деле чувства героини вспыхивают с новой силой. Ее не останавливает даже тот факт, что они оба в браке. Впоследствии она находит способ выражения своих чувств: через письма. Ольга передает их возлюбленному через секретаршу, которая, разумеется, читает ее признания и пересказывает другим сотрудницам.

На первые письма Юрий Григорьевич отвечает весьма нежно, ведь когда-то ему была дорога эта женщина. Но он просит перестать его преследовать и держать свои чувства при себе. Ольга же игнорирует слова Самохвалова, продолжая писать ему все более и более откровенные послания. В конце концов терпение героя лопается и он идет к Шуре — активистке из Месткома и по совместительству большой сплетнице. Он просит у нее помощи и, кроме всего прочего, дает ей прочитать письма Ольги. О чувствах Рыжовой к Самохвалову и без того знает весь отдел, а тут еще и Юрий сам решил обнародовать все происходящее.

Когда Оля узнает о поступке Самохвалова, ее оптимизм резко пропадает. Но она получает важный урок, перестает писать письма и, хоть и с разбитым сердцем, продолжает жить. После своего некрасивого поступка Юрий Григорьевич пытается обелить себя в глазах Ольги, даже сам приходит к ней, чтобы поговорить. Но героиня без злобы просит Самохвалова закрыть эту тему и больше к ней не возвращаться.

Мы не знаем, что происходит дальше с героями фильма: они продолжают работать вместе, муж Ольги приезжает из отпуска, кажется, что все возвращается на круги своя. Но мирно уладить конфликт не удалось. Виноват ли в этом Самохвалов или Рыжова — на этот вопрос мы сможем ответить, разобрав характеры обоих поподробнее.

Ольга Рыжова

Мы не можем утверждать, что она плохая мать или плохая жена. Вспомним, как секретарша Верочка зачитывает строчку из письма Ольги: «При встрече с тобой я поняла, что все эти годы любила, наверное, только тебя». Можно ли назвать это эмоциональным порывом? Вполне. Ведь когда Новосельцев сообщает Оле, что на должность заместителя «взяли Юрку», она сначала не понимает, о ком идет речь. Героиня наверняка давно о нем не вспоминала. На ее плечах семья, домашний быт, и вряд ли есть время, чтобы перебирать в голове воспоминания о былой любви. А тут вдруг появляется «институтский друг», который, кажется, идеален во всем: красив, обходителен, да еще и из-за границы приехал.

Чувства вспыхивают с новой силой, и это не то чтобы ужасно. У каждого из нас могут быть сомнения насчет любви, смысла жизни, себя самого, и у каждого есть право на то, чтобы измениться к лучшему. Но нужно понимать, что растерянность человека не должна влиять на счастье других людей, особенно если они просят прекратить нарушать их личные границы.

Так и происходит в «Служебном романе»: в какой-то момент попытки Ольги выразить свои чувства переходят все рамки, вследствие чего происходит «взрыв» — об этом мы поговорим далее.

Юрий Самохвалов

Начнем с того, что у героя говорящая фамилия — сам себя хвалит, сам себя любит. Это уже подсказывает нам, какой характер будет у героя: Юрий — карьерист, работает на высоких должностях, хорошо зарабатывает и иногда любит похвастаться своими достижениями, например, новомодной машиной или «швейцарским сыром и греческими маслинами» на званом ужине. Кроме того, он отлично выглядит. Из всего статистического учреждения его внешностью не восхищается, наверное, только Калугина. Его галантность и обходительность и привлекают Ольгу.

Кто виноват?

На первый взгляд, все просто: Рыжова — жертва, а Самохвалов — подлый эгоист. Так ли это на самом деле? Не нахлынувшие ли чувства Рыжовой спровоцировали этот конфликт? Если задуматься, то именно она поступает подло по отношению к мужу, который в отпуске.

Значит, герой Басилашвили в этой истории становится жертвой? Тоже нет. Юрий не остается в стороне и решает отплатить Ольге той же монетой — обнародует ее письма. Это очень подло и низко, так поступают только трусы, не желающие или не умеющие контролировать эмоции в стрессовых ситуациях. Наверняка можно было постараться решить конфликт мирно: попытаться успокоить Ольгу, вернуть ее с небес на землю, попросить Новосельцева повлиять на подругу со своей стороны или, в крайнем случае, игнорировать письма. Тем более что раньше их связывало нечто большее, чем дружба.

Кроме того, герой не осознает, насколько подло он поступил. Когда Новосельцев узнает, что его друг отправил письма на Местком, он вступается за Олю, и Самохвалов получает пощечину. Юрий настроен отомстить: он признается Калугиной в том, что Новосельцев ухаживал за ней ради продвижения по службе. После таких сокрушающих фактов пытаться защитить Самохвалова в глазах зрителя просто бессмысленно. Череда подлых поступков крепко-накрепко закрепляет за героем отрицательный образ.

Вряд ли когда-нибудь мы все сойдемся во мнении, подлец Самохвалов или жертва. Возможно, Рязанов и хотел, чтобы каждый по-своему взглянул на персонажа и оценил его действия. Хотя даже художественные приемы (вроде говорящей фамилии) помогают раскрыть точку зрения самого режиссера на личность своего героя — Самохвалов все-таки остается отрицательным персонажем.

Но не только он виноват в случившемся. Необдуманные действия Ольги были похожи на порыв, на «минутную слабость», которую она проявила, возможно, впервые за долгие годы брака. Тем не менее она нарушала личные границы Юрия — этот факт героиня упорно игнорировала. В данном поступке проявилось ее желание сделать по-своему, что называется эгоизмом чистой воды.

Оцените статью
Самохвалов или Рыжова? Кто на самом деле негодяй в «Служебном романе»
Добровольное выселение мужа