Как снимали любимые советские фильмы. Интересные снимки и факты

Как хорошо летними вечерами пересматривать старые фильмы, которые были сняты еще в те (теперь уже такие далекие) советские годы. У каждого из нас есть свои любимые картины, пересматривать которые можно бессчетное количество раз. Одни будто окунают в прошлое, другие помогают выжить в трудные моменты, а третьи просто невольно вызывают улыбку и поднимают настроение. Может быть, какие-то из этих снимков напомнят вам о фильмах, которые вы давно не смотрели. И почему бы это не сделать сегодняшним вечером?

«Анна Каренина»

Режиссёру картины Александру Зархи потребовалось немало усилий, чтобы отстоять на главную роль именно Самойлову. Многим из худсовета ее кандидатура категорически не нравилась. Одни говорили, что у нее квадратные руки, другие возмущались тем, что у нее не русское лицо. Но все-таки она сыграла Анну!

На момент съемок актрисе было всего 33 года. Сколько уже экранизаций этого романа было, да и будет, но Самойлову в этой роли, на мой взгляд, не превзошел никто. По иронии судьбы, на роль Вронского был утверждён Василий Лановой. К тому моменту Лановой и Самойлова были уже в разводе. У каждого из них уже зарубцевались раны, которые им причинил их трехлетний брак. Были забыты прежние обиды. На съёмках они поддерживали друг друга. Они полностью растворились в своих героях и не вспоминали былое…

Татьяна Самойлова действительно жила ролью Анны Карениной. Она десятки раз перечитывала роман с карандашом в руках. За месяцы съемок она так вошла в образ, что близкие ей люди всерьез боялись за ее психическое здоровье. А сейчас и трудно представить, что вместо Самойловой роль Анны Карениной могла бы сыграть другая актриса. Или у вас другое мнение?

«Любимая женщина механика Гаврилова»

8 марта 1982 года состоялась премьера фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», который снял режиссер Петр Ефимович Тодоровский. Очень тонкий, пронзительный фильм, в котором есть и изысканный юмор, и какая-то светлая грусть, Одесса тех лет…

Блистательные Людмила Гурченко, Евгений Евстигнеев, Михаил Светин, Наталья Назарова, Анатолий Васильев, Всеволод Шиловский и несравненный Сергей Шакуров, который играет в фильме главную роль, хотя появляется в кадре всего на несколько минут и не говорит в фильме ни слова. Но его глаза, его улыбка… Как не влюбиться в такого Гаврилова…

Сначала Сергей Шакуров вовсе не хотел сниматься в этой картине. Мол, что это за роль без слов? Но потом его Тодоровский все-таки уговорил, да и Людмила Марковна настаивала именно на его кандидатуре. Сергей Каюмович — выдающийся актер! Дай бог ему здоровья! А сценарий к фильму написал Сергей Бодров-старший. В роли Маргариты (Риты) он видел только Людмилу Гурченко, да и сам Сергей Бодров сыграл в фильме крошечную роль. Помните, когда Рита в поисках своего любимого Льва Гаврилова приходит на корабль, она встречает матроса. Матроса как раз и сыграл Бодров — старший. Прошло больше сорока лет. Много чего изменилось. И мало что изменилось. Все хотят одного и того же. Хоть капельку счастья и любви.

«Шинель»

2 февраля 1959 года состоялась премьера драмы «Шинель», в которой главную роль Акакия Акакиевича Башмачкина сыграл Ролан Быков. И сыграл ее гениально! Экранизировать «Шинель» Алексею Баталову посоветовал Иосиф Хейфиц, он в те годы был в руководстве «Ленфильма». Ради будущей картины Баталов переехал в Ленинград, уволился из МХАТа и даже лишился московской прописки. Ему было 30 лет, он был на год старше Ролана Быкова. Кстати, на роль Башмачкина пробовались еще Евгений Евстигнеев и Леонид Быков, но пробы лучше всех прошел именно Ролан Быков. Это была его первая большая роль в кино.

Во время съемок Баталов столкнулся с трудностями, которых не ожидал. Нужно было снять заснеженный Петербург, а зима, как назло, была малоснежной и теплой. Снег свозили на грузовиках со всего города, но и он быстро таял. Тогда решили использовать все, что хоть немного походило на снег: опилки, мелкие бумажные обрезки, пшеничную шелуху. С помощью простенького авиационного пропеллера пропеллера все это поднималось в воздух.

В день съемок именно этой сцены у Ролана Быкова поднялась очень высокая температура, у него сильно болела грудь, а тут еще ему этот пропеллер дул прямо в лицо. Но Ролан Антонович мужественно отыграл эту сцену… Да, сам Невский проспект в фильме чисто бутафорский, из фанеры. Чтобы снимать на Невском проспекте, надо было перекрывать улицу, а бюджет картины был очень скромным.

«Звонят, откройте дверь»

Зима 1965 года. В Москве идут съемки фильма «Звонят, откройте дверь». На фотографии — режиссер картины Александр Митта, Ролан Быков и 11 — летняя Елена Проклова, которая сыграла в этой картине свою первую роль в кино. Александр Митта несколько месяцев искал девочку на роль Тани. И тут его неожиданно выручил второй режиссер фильма, который пригласил на пробы свою внучку. Это был дедушка Елены Прокловой.

Сначала у школьницы Прокловой мало что получалось. К слову, она никак не могла расплакаться перед камерой. Но строгий дедушка быстро решил проблему. Отозвав внучку в сторонку он сказал ей: «Ты что, маленькая дрянь? Столько взрослых людей собрались вокруг тебя и ждут, когда ты соблаговолишь собраться. Если не хочешь быть в команде, вон отсюда!»

После такого жесткого разговора Лена рыдала несколько дублей подряд. Да, годы спустя Елена Проклова призналась, что во время тех съемок она, как и ее героиня, на полном серьезе влюбилась в 24 — летнего Сергея Никоненко, который играл пионервожатого Петю Крючкова. Интересно, что картину «Звонят, откройте дверь», снятую, кстати, по сценарию Александра Володина, высоко оценил Папа Римский Павел VI. Он присудил картине почетную медаль и рекомендовал ее посмотреть всем честным католикам. Ну и мы советуем вам еще раз пересмотреть хороший, глубокий и очень светлый кинофильм.

«Неисправимый лгун»

Больше десяти раз переснимали в комедии «Неисправимый лгун» сцену, когда Георгий Вицин несет Эдиту Пьеху на руках. Все никак не получалась она именно так, как задумал режиссер фильма Виллен Азаров. Но Георгий Михайлович не жаловался — стойко и весело носил знаменитую певицу на руках, хотя в год съемок ему было уже 56 лет, а Эдите Станиславовне всего 36.

Из воспоминаний Эдиты Пьехи:

«Я восторгалась Вициным на съёмках фильма «Неисправимый лгун». Это мой самый любимый фильм. Действительно, комедия потрясающая! И Георгий Вицин в главной роли тоже. Я там исполняла эпизодическую роль, была лишь антуражем. Платье, в котором играла, хранится до сих пор. Помню, как раз вернулась из Франции, где это платьишко мне и подарили. В то время была такая хрупкая… Я пела в этой картине, а Вицин говорил: «Точно Пьеха!» Великий был актерище! Любую паузу мог использовать, чтобы привести себя в норму. Георгий Михайлович находил на съемочной площадке угол и становился на голову — увлекался йогой. И сразу после этого, как после душа или допинга, снова в форме!

Напомню, что смешная киноистория про парикмахера Тютюрина, которому никто не верит, вышла на экраны в конце мая 1974 года. Сколько лет прошло, а эту легкую и добрую комедию зрители и сейчас пересматривают с удовольствием!

«Они сражались за Родину»

Из дневников Георгия Буркова:

«В мае 1974 года актеры съезжались на Дон. Началась работа над фильмом «Они сражались за Родину». Нам, актерам, предстоял тяжелый ратный труд вдали не только от дома, но и вообще от человеческого жилья. Съемки предполагались именно там, где разворачивались события, описанные в романе. Место указал сам автор, М.А. Шолохов. Шли дожди, дороги размыло, да их и не было на подступах к месту назначения. Добирались долго, сутками. Измучились. На берегу Дона стоял теплоход «Дунай». Актеров разместили в каютах первого класса. У всех было какое-то праздничное, возбужденное настроение, как перед отплытием. Будто еще немного – и начнется путешествие, круиз по родным местам, по России. А тут еще никуда не деться от воды, от солнечных зайчиков, которые проникают всюду и создают полную иллюзию движения. И музыка. Целыми днями корабельные радисты крутили на всю катушку одну и ту же мелодию из фильма (американского) «Доктор Живаго».Музыка гремела. 31 мая мне исполнился 41 год. День рождения. Утром в каюту мою громко постучали. Вошел Василий Макарович Шукшин в сопровождении Алеши Ванина. Они поздравили меня, и Василий Макарович подарил мне книгу, только что вышедшую, «Беседы при ясной луне». Шли дни, шли изнуряющие съемки. После съемок мы долго не засыпали, шептались то в каюте, то на палубе. Наши беседы при ясной луне. Теплоход стоял на том же месте. А мне казалось, что мы с Василием Макаровичем все время куда-то плывем: в прошлое, в будущее, просто в жизнь.») 12 мая 1975 года состоялась премьера киноэпопеи Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину», а 26 мая картина вышла в широкий прокат. Это один из самых правдивых и проникновенных фильмов о войне, в котором и снимались те, кто воевал или хорошо помнил, пусть даже в самые юные годы, военное лихолетье. Даже в перерывах между съемками актеры не снимали гимнастерки, вместе с солдатами рыли окопы.

По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение. Снимали фильм Волгоградской области. Да и все опасные сцены в картине снимали без дублеров. На войне дублеров и повторных дублей не бывает…»

Именно в этом фильме Василий Шукшкин сыграл свою последнюю роль. Он умер почти в самом конце съемок — 2 октября 1974 года, вместо него в нескольких эпизодах снялся актер Юрий Соловьев, а озвучивал его роль Игорь Ефимов. Пересмотрите хорошее кино.

«Иван Грозный»

Сергей Эйзенштейн снимал «Ивана Грозного» в Алма-Ате. Но даже далеко от линии фронта известные актеры голодали. Во время съемок фильма «царскую» еду на столах ассистенты режиссера заранее смазывали керосином. Зачем? Да чтобы ее никто не вздумал хоть чуточку попробовать. Съемки длинные, продуктов не достать. От голода многих актеров спасали папиросы. Покуришь, вроде и не так есть хочется…

Михаил Жаров и Людмила Целиковская в тот год были уже женаты. Они не расстаются ни на минуту: вместе на съемках, в театре, вместе выступают на фронте с концертами. После выхода фильма все известные актеры, которые снялись в «Иване Грозном», получат щедрую Сталинскую премию. Все, кроме Людмилы Васильевны Целиковской. Сам Сталин вычеркнул ее фамилию из списка, раздраженно заметив: «Такими царицы не бывают!». После этого Людмилу Целиковскую (якобы за постоянное отсутствие на съёмках) уволят из родного театра им. Е. Вахтангова. Но год спустя, после личного ходатайства Сергея Эйзенштейна, вновь вернут в труппу. А на этой фотографии они просто курят. Курят и не знают, что скоро их брак распадется, и каждый пойдет своей дорогой. Людмила Целиковская влюбится в известного архитектора Каро Алабяна и родит ему сына, а Михаил Жаров встретит свою новую любовь — Майю Гельштейн, и он станет отцом двух очаровательных дочек. Михаил Иванович Жаров и Людмила Васильевна Целиковская похоронены на Новодевичьем кладбище. Она прожила 72 года, а он — 82. Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года от перитонита в больнице, а Людмила Целиковская скончалась от рака 4 июля 1992 года. Много в их браке было всякого-разного. Был и тот коротенький перекур, который случайно вошел в историю. Момент, когда они были счастливы.

«Гусарская баллада»

В 1962 году Эльдар Рязанов утвердил Юрия Яковлева на роль поручика Ржевского в «Гусарской балладе». Правда, в первые же дни съемок произошел небольшой казус — оказалось, что будущий Ржевский вообще ничего не знает о лошадях и даже не знает, с какой стороны к ним подходить. Первый раз ему помогли взобраться на коня, но уже через пару дней Юрий Яковлев уверенно держался в седле. Годы спустя Яковлев сыграл в комедии «Ирония судьбы, или С лёгким паром» Ипполита, а до этого был еще закадровый текст в рязановском фильме «Берегись автомобиля».

Оцените статью
Как снимали любимые советские фильмы. Интересные снимки и факты
Григорий Шпигель. Холостяк и творец