Итак, Максим Карельский, более известен как Макс – второстепенный персонаж сериала «Бригада», сыгранный актёром Александром Высоковским. Является одним из личных телохранителей Саши Белова, в прошлом сотрудник специальных подразделений ГРУ. Поначалу выступал в роли положительного персонажа, пока в итоге не раскрылся, как предатель.
Главный вопрос касательно персонажа Макса связан с тем, почему именно он предал банду Белова, перейдя на сторону Каверина? В самом сериале, к сожалению, этому не даётся никакого толкового объяснения. Просто такое ощущение, словно в случайный момент он без какой-либо причины решается перейти на сторону врага, несмотря на отсутствие адекватного мотива.
Возможно, дело здесь кроется в истории Макса, изначально попавшего в ОПГ Белова с целью его «устранить»? Как-никак, он сам проявил желание работать у Саши Белого. Но у него для этого нет совершенно никаких причин. Более того, он старательно исполнял каждое поручение своего непосредственного начальника. А чего только стоит сцена, когда он, рискуя жизнью защищает Белого и Фила от нападения киллеров.
Он ведь мог с лёгкостью воспользоваться этой ситуацией, чтобы «убрать» своего босса. Если же Пчела и Космос полезут с вопросами, то можно легко сфальсифицировать доказательства, хотя в этом случае толком даже подделывать ничего ненужно – достаточно было бы просто стоять в стороне и ждать, пока наёмники закончат своё дело.
В общем, поведение Макса выглядит максимально непоследовательным и никак не объясняется. По крайней мере, в итоговой версии сериала. Углубимся немного в предысторию Макса: ещё до событий сериала он в ходе очередной разборки ликвидирует одного чеха.
Разумеется, те это не намерены оставлять на самотёк и хотят отомстить Карельскому. И только наш давний знакомый Владимир Каверин приходит ему на помощь в трудную минуту. И вот она, веская причина для мотивации персонажа, не правда ли? Нет, это всё ещё не объясняет, почему Макс не «убрал» Белого при первой удобной возможности, коих у него было бесчисленное количество.
Ситуация на самом деле гораздо интереснее, при этом прозаичнее: Каверин загипнотизировал Макса. Чтобы вы понимали, «гипноз» – это не какое-то волшебство из сказок про ведьм, а вполне себе реальная психологическая практика.
Конечно, феномен не изучен досконально и ко многим моментам можно придраться, но у нас здесь художественный сериал, а не документальный фильм. В общем, сначала Каверин оказал сильнейшее давление на Макса, во всех красках рассказывая ему о том, что с ним будет в тюрьме. Хуже только то, что с ним на свободе могут сделать чехи.
В общем, используя «гипноз», иначе не сказать Каверин заставляет Макса забыть об этом разговоре и приказывает ему: «Живи как жил, без памяти, без благодарности». Позднее добавляя: «Но однажды я появлюсь, и скажу тебе одно: гаси облик. И ты сделаешь это, чего бы тебе это не стоило», – после чего тухнет свеча и сцена заканчивается.
И давайте я немного поясню. Под «гипнозом» я не имею в виду, что Максу буквально переиначили воспоминания и характер. Повторюсь, никакой магии здесь нет. Считайте это тонким видом психологических манипуляций. Он действительно хотел защитить Олю и Ваньку. При этом где-то глубоко в его подсознании у него всё ещё оставалась установка о том, что его сюда послали, как предателя.
Почему я считаю, что это именно гипноз, а не просто угрозы со стороны опера? Уверен, если бы Карельский не предал Сашу Белого, тот с лёгкостью мог бы обеспечить ему полную защиту от чехов и тюремного заключения. С его-то связями в криминальных кругах они как минимум могли попытаться найти решение, однако психологически Карельский уже был сломлен.
Если честно, я вообще без понятия, почему эту важнейшую для сюжета сцену просто вырезали. Возможно, создатели хотели оставить своего рода интригу, чтобы личность предателя Макса до конца оставалась загадкой.
Но почему тогда нельзя было этот эпизод показать нам в качестве флэшбека уже после того, как Карельский предаст банду Белого? Это ведь полностью объясняет главную сюжетную дыру всего сериала, к тому же добавляет Максу невероятной глубины, как персонажу.