Фильм «Служебный роман» (1977) безусловно является классикой советского кинематографа, и лично я считаю его одним из лучших фильмов Эльдара Рязанова (даже лучше «Иронии судьбы»).
Поэтому, сегодня я хотел бы рассказать вам о том, как снимали фильм «Служебный роман», а также показать вам интересные кадры со съемок этой культовой ленты.
1. Все началось с пьесы «Сослуживцы», которую Эльдар Рязанов и его друг сценарист Эмиль Брагинский написали еще в далеком 1971 году. Пьеса произвела настоящий фурор и попала в репертуар многих театров. Причем, за каждый спектакль, поставленный по данной пьесе, авторы получали свои процентные отчисления, благодаря чему выходила весьма солидная сумма.
Сам Рязанов даже и не думал о том, чтобы экранизировать свою пьесу, пока он увидел по телевизору телеспектакль «Сослуживцы», который был снят как раз по их с Брагинским пьесе и поставлен режиссерами Борисом Кондратьевым и Ириной Герасимовой.
Увидев данный спектакль, Эльдар Рязанов пришел в ужас. Постановка показалась ему настолько бездарной и настолько была далека от того, что хотел показать Рязанов, что он принял решение лично экранизировать свою пьесу, а именно снять полноценный художественный фильм.
2. От названия «Сослуживцы» режиссер сразу решил отказаться, поэтому он придумал другое — «Сказка о руководящей золушке». Но худсовету как всегда что-то не понравилось, поэтому пришлось думать над новым названием. В итоге и было придумано название «Служебный роман», которое всех устроило.
3. На роль скромного отца одиночки Анатолия Ефремовича Новосельцева Эльдар Рязанов сразу пригласил Андрея Мягкова, так как он считал его действительно профессиональным актером и талантливым импровизатором. Некоторые реплики в фильме, кстати, как раз таки были чистой импровизацией актера.
4. На роль Людмилы Прокофьевны Калугиной режиссер сразу же решил взять Алису Фрейндлих. Он словно хотел закрыть свой гештальт, так как снимать Алису Фрейндлих он планировал еще в своих предыдущих фильмах «Зигзаг удачи» и «Гусарская баллада». Но из-за различных обстоятельств сделать этого так и не удалось. Зато в этот раз все пошло как по маслу, и Фрейндлих без раздумий согласилась сняться в новом фильме Рязанова.
5. Роль карьериста Юрия Григорьевича Самохвалова блестяще исполнил актер Олег Басилашвили. Правда сам актер хотел сыграть Новосельцева, но режиссер ему отказал. Ну а уже во время съемок Басилашвили признал, что роль Самохвалова подходит ему куда больше.
Кстати, в фильме «Служебный роман» Олег Басилашвили сыграл не только Самохвалова, а еще и мужа Верочки. А если быть точнее, именно голос Олега Басилашвили мы слышим в телефонной трубке, когда Вера разговаривает со своим мужем. Правда, изначально все таки планировалось ввести в фильм мужа, но об этом чуть позже.
6. Роль Ольги Рыжовой досталась актрисе Светлане Немоляевой, которая настолько классно сыграла роль женщины, внутри которой вспыхнули старые чувства, что после выхода фильма она получила огромную кучу писем, где зрители либо жалели ее, либо причитали за то, что она поддалась мимолетным чувствам, позабыв о семье.
Кстати, Ольга Рыжова (персонаж) входит в мою подборку самых отвратительных положительных персонажей советских фильмов.
Ну и еще я не могу не добавить тот факт, что Светлана Немоляева могла в любой момент заплакать по указке режиссера, за что она даже получила прозвище «Водопровод Маяковки», так как она как раз служила в театре имени Маяковского и постоянно изображала слезы на сцене.
7. Образ модной и современной Секретарши Веры воплотила на экране Лия Ахеджакова. Причем, что самое интересное, по пьесе «Сослуживцы» Верочка была длинноногой блондинкой, тогда как сам Рязанов почему-то решил изменить образ взяв маленькую Ахеджакову.
8. Роль Шурочки могла достаться Римме Марковой, но в итоге эта роль досталась Людмиле Ивановой. В этом деле ей особенно помог ее реальный опыт, ведь в театре, где она служила, она еще была и председателем месткома, поэтому собирать деньги на свадьбу, похороны или на рождение ребенка для нее было обычным делом.
9. Некоторые сцены были вырезаны из финальной версии фильма. Так, например, в фильме не попала сцена с производственной гимнастикой, где Новосельцев разговаривал с Олей. Вместо этого была снята сцена про другой утренний ритуал — наведение марафета.
Также, была вырезана сцена с Бубликовым и Шурочкой. После того как Бубликов увидел свой некролог, он погнался за удирающей от него Шурочкой. Шурочка в панике вбежала в отдел и начала рыдать, рассказывая всем про то, что в больнице все перепутали, и что умер однофамилец. А когда грозный Бубликов медленно направился к ней, Шурочка тут же крикнула «Да здравствует живой товарищ Бубликов»
10. По изначальной задумке у Верочки должна была быть своя сюжетная линия с ее мужем, которая не ограничивалась парой телефонных разговоров. По сюжету ее муж работал в том же самом статистическом учреждении и они то и дело пересекались, чтобы выяснить свои отношения.
На роль Верочкиного мужа взяли актера Александра Фатюшина. Более того, добрая часть сцен с его участием уже была отснята. Но во время одного из спектаклей с его участием, его партнер случайно травмировал глаз актера бутафорским копьем.
Александра Фатюшина пришлось госпитализировать в срочном порядке. В больнице ему сделали операцию, но продолжать съемки он уже не мог. Рязанов ждал пока актер восстановится и вернется на съемочную площадку, но восстановление было настолько долгим, что времени ждать просто не было, поэтому пришлось и вовсе отказаться от линии Веры с ее мужем, ограничившись лишь телефонными разговорами, да и то с голосом Олега Басилашвили.
Лишь некоторые эпизодические сцены с Фатюшиным попали в кадр. Так, например, именно он первым увидел «воскресшего» Бубликова.
11. Песню «У природы нет плохой погоды» написал сам Эльдар Рязанов. Правда, он решил скрыть от коллег свое авторство. А композитору Андрею Петрову, который писал музыку к фильму, он сказал, что это перевод стихотворения английского поэта Уильяма Блейка.
12. Еще одним своеобразным «актером» можно назвать бронзового коня с крыльями, которого тащил Новосельцев. Эта «лошадь с крыльями» является копией скульптуры «Персей и Пегас».
Данную скульптуру можно заметить в таких известных фильмах как «Ширли Мырли», «Мой ласковый и нежный зверь», «17 мгновений весны» и конечно же «Бриллиантовая рука». Напомню, что Семен Семеныч искал такого же коня, но без крыльев.
Кстати, Андрей Мягков вовсе не играл, когда изображал натужность во время того, как держал скульптуру в руках. Дело в том, что данная скульптура далеко нелегкая, ведь ее вес составляет аж 20 килограмм.
Кстати, по сценарию Новосельцев должен был поставить коня на стол и на этом все. Но стол действительно не выдержал и актер повалился вместе с пегасом. Ну а дальше в ход пошла импровизация, которую Рязанов решил оставить, так как она получилась действительно забавной.
13. По сюжету у Самохвалова была «Волга», которую он, собственно, и водил. Проблема заключалась лишь в том, что сам актер Олег Басилашвили водить автомобиль не умел. Поэтому ему пришлось в срочном порядке осваивать вождение, чтобы проехать хотя бы немного для кадра.
Но тут случилась одна неприятность. Начав движение, Олег Басилашвили случайно перепутал педали и врезался в киоск Союзпечати. А все из-за того, что перед ним появились две девушки, которые влезли в кадр. Благо, никто не пострадал.
«На одном из дублей я еду, все идет хорошо. Вижу створ камеры, еду на нее, а камера в киоске стоит. И вдруг передо мной возникают две жизнерадостные дурехи, которые попали в кадр. И я от ужаса нажимаю не на тормоз, а на газ. Это обычная ошибка начинающего автомобилиста. Ну, слава богу, они разлетелись в разные стороны, а я врезался в киоск „Союзпечати“ и по камере, которая там стояла, и понял: все, гонорара я не получу» (Олег Басилашвили)
Кстати, на съемках фильма «Афоня» Савелий Крамаров тоже не справился с управлением трактора и врезался в столб ЛЭП.
14. Самым дорогим реквизитом на съемочной площадке был венгерский терминал (судя по всему «Videoton VT340»), который стоял в кабинете Калугиной. Каждый день эту машину привозили на съемочную площадку из центрального статистического управления, а в конце съемочного дня увозили обратно.
Стоил такой терминал просто бешены денег (440 тысяч рублей), на которые можно было купить несколько десятков автомобилей «Жигули», поэтому за ним приходилось тщательно следить, чтобы его не повредили или не украли.
15. Очень сложно давалась Андрею Мягкову сцена с пощечиной Самохвалову. Мягков постоянно боялся переборщить, поэтому его пощечины были чересчур лёгкими, несмотря на то, что режиссер и сам Басилашвили просили ударить его как следует.
В итоге Мягков смог себя побороть и отвесил Басилашвили такую «сочную» пощечину, что у того аж «искры из глаз посыпались». Рязанов остался доволен, и именно этот кадр и вошел в финальную версию фильма.
16. Фильм «Служебный роман» стал абсолютным хитом советского кинопроката за первый год показа. В первый год его посмотрело 58,4 миллиона зрителей.
17. В 00-е и 10-е годы XXI века киношники стали клепать ремейки на старые советские фильмы. И картина «Служебный роман» не стала исключением. Сам ремейк вышел в 2011 году, а главные роли в нем исполнили Владимир Зеленский и Светлана Ходченкова. Не знаю как вам, но мне такая версия не понравилась.
А актриса Алиса Фрейндлих в одном из интервью сказала, что никогда не смотрела этот ремейк и смотреть его не собирается, так как она понимает, что там будет множество изменений, которые она не сможет принять.