В начале 1980-х годов режиссеры-антагонисты Виктор Макаров и Александр Полынников, так и не преодолев творческих разногласий, создали знаменитый мюзикл с песнями Юрия Антонова, без которых сегодня просто невозможно себе представить комедийную мелодраму «Берегите женщин».
Фильм стал первым феминистическим высказыванием в советском кино. Свою актуальность он не утратил до наших дней. Далее представляю вам интересные факты про сложное создание музыкальной лирической комедии, подбор актеров, песни Антонова и киноляпы:
- В 1978 году редактор одного из советских изданий поручил журналисту Анатолию Козаку написать статью о будничной жизни работников большого предприятия. Корреспондент отправился в литейный цех и обратил внимание, что многочисленные женщины здесь трудятся наравне с мужчинами. У Козака родилась идея киносценария о рабочих буднях. Он получился довольно скучным, несмотря на то, что сюжет разворачивается в Одесском морском порту, возле которого прошло детство Анатолия. После окончания работы над сценарием Козак показал его режиссеру Виктору Макарову, который служил на Ленинградском телевидении. Тот принялся за переделку сюжета. У него получилась веселая музыкальная комедия.
- У режиссера Виктора Макарова было консерваторское образование. Он работал руководителем саратовского и новосибирского театров музыкальной комедии, потом снимал телеспектакли. Свой первый игровой фильм Макаров решил сделать в жанре водевиля-оперетты о девушках, которые работают на буксире. Их возлюбленные – портовые работники. Во время романтических встреч они мысленно переносятся в прошлые века. Девушки носят древнегреческие хламиды, а парни – мушкетерские плащи. Музыкальная часть фильма должна была состоять из фабричных песен в советском эстрадном стиле 50-х.
- В Одессе режиссер-дебютант не прижился изначально. Он надеялся, что ему поможет оператор Вячеслав Булаенко, которого, как назло, в это же время отправили в столичную командировку для съемок Олимпийских игр, проходящих в 1980 году в Москве.
- После просмотра первых отснятых материалов у Геннадия Збандута, который возглавлял Одесскую киностудию, началась паника. Для спасения фильма он обратился за помощью к оператору-постановщику Александру Полынникову, ранее работавшему над «Приключениями Электроника», «Д’Артаньяном и тремя мушкетерами». Тот занялся переписыванием сценария и заменой музыки, автор которой получил за нее оплату. Полынников рассказал Макарову новую концепцию фильма и решил поменять весь актерский состав. Виктору Павловичу идеи Александра Николаевича совершенно не понравились. Коллеги начали оскорблять друг друга, а несколько раз даже подрались. Збандуту и Полынникову не хотелось использовать устаревший музыкальный материал, подобранный Макаровым. Виктор Павлович отбыл в Северную столицу и больше на съемки фильма в Одессу не возвращался. В Ленинграде продолжилась его телевизионная карьера. Александр Николаевич взялся за переделку сценария и начал искать нового композитора. Он хотел снять фильм с современными песнями.
- В начале 80-х Юрий Антонов играл в «Араксе» и «Поющих гитарах». Тиражи пластинок исполнителя были минимальными, хотя пользовались повышенным спросом. На ТВ Антонова не пускали. Он встретился с Полынниковым у себя дома. Режиссер сразу предупредил его, что гонорар за саундтрек к фильму получил другой композитор. Антонов раньше не работал с кинематографистами, хотя ему это было интересно. Он дал добро на бесплатное сотрудничество с создателями фильма «Берегите женщин» и познакомил Полынникова со своими неизданными записями. Александру Николаевичу понравилось 5 песен, тексты к которым написали Леонид Фадеев и Илья Резник. Среди них были «20 лет спустя», «Летящей походкой» и «Море». Юрий дополнил саундтрек фильма тремя новыми композициями – «Жизнь играет с нами в прятки», «Всему свое время» и «Берегите женщин». Большинство из них впоследствии превратились в шлягеры. Благодаря этим песням в картине появилась некая изюминка, которая понравилась зрителям. Когда фильм показали по ТВ, Антонов выпустил пластинку с песнями из этой лирической комедии. Теперь его с удовольствием приглашали на Центральное телевидение.
- Главного героя фильма сыграл Андрей Градов. Зрителям он запомнился как Коля Тараскин из сериала «Место встречи изменить нельзя». Журналист в исполнении Градова проник на девичий буксир под видом судового кока. Актер не умел играть на гитаре. За него пел Антонов, которому подыгрывали музыканты «Аракса». Только «Радугу» можно услышать в фильме в исполнении Сергея Беликова.
- Вокалист и басист «Девятого вала», инженер Костя Опрятин – роль Игоря Скляра, поющего артиста, освоившего разные музыкальные инструменты.
- Московский худсовет хотел видеть в главной женской роли высокую блондинку. Вначале создатели фильма пригласили Александру Яковлеву, прославившуюся благодаря участию в культовом «Экипаже». Восходящая советская кинозвезда осталась недовольна сценарием и отказалась сниматься в фильме Полынникова. Режиссер поговорил с актером Альгисом Арлаускасом (инженер Сергей Варновский, клавишник «Девятого вала»), который познакомил его со своей женой, красавицей-блондинкой Мариной Шиманской. Она была утверждена на главную женскую роль.
- Механик-моторист Валя появилась в музыкальной ленте в исполнении Галины Веневитиновой. Она скрывала от съемочной группы свой смертельный диагноз. Через два года Галина ушла из жизни от рака.
- Боцман Оля – роль еще одной красивой актрисы. Но симпатичную Светлану Пенкину с помощью мешковатой одежды и платочков превратили в суровую женщину. В то время ее возлюбленным был Владимир Мулявин. На выходных актриса улетала в город, где он гастролировал со своими «Песнярами». На банкете в честь завершения съемок фильма произошла встреча старых знакомых Мулявина и Антонова. Когда-то они вместе работали в Белорусской филармонии.
- Многие сцены были сняты на буксире «Циклон», построенном за год до окончания Второй мировой войны на нью-йоркской верфи. До Одессы корабль шел самостоятельно, но периодически его тянули. Судно эксплуатировали еще семь лет после съемок фильма «Берегите женщин». Это последний сохранившийся ко второй половине 80-х годов буксир, переданный в СССР по ленд-лизу.
- Профессиональными моряками в лирической комедии обнаружены многочисленные ляпы. Буксиры не приспособлены, чтобы в них готовили обеды. В перерывах члены экипажа питались в столовых. На таких мини-кораблях дежурят по сменам. Кок при устройстве на работу должен предъявить соответствующие документы, в частности санитарную книжку, без которой его не пустят на судно.
Фильм «Берегите женщин» и сегодня смотрится свежо и современно, особенно если убрать из него привязки к социалистическому строю. Симпатичный главный герой, красавицы-морячки, неувядающие хиты Антонова, хорошая игра актеров, одесские морские пейзажи и трогательная лирическая линия – все это трогает душу до сих пор.
Может быть, вы дополните мою статью своими интересными фактами про музыкальную комедийную мелодраму «Берегите женщин», о которых я не упомянул. Также мне интересно ваше мнение, почему этот советский фильм на «производственную» тематику не превратился в «протухшее ретро», а смотрится довольно свежо.