Вспоминаем сериал «Петербургские тайны»: как он завоевал огромную популярность у зрителей

Сериал 1994-го года был второй экранизацией авантюрного романа Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы». Первая, четырехсерийная мелодрама, вышла в 1915 году, была очень популярна у зрителя, увы, не дошла до наших дней. Но и сериал 1994-го года вышел очень удачным, в нем сыграли тогдашние звезды первой величины. Когда сериал начали показывать по телевизору, исполнители главных ролей стали получать от поклонников мешки писем.

Шедевр, как это часто бывает в истории русского кино, делался, практически, на коленке. Бюджет был микроскопическим, экономили, буквально на всем. Костюмы, которые носили представители знатных аристократических родов, перешивали с одного исполнителя на другого по несколько раз. Это был даже не секонд-хенд. Сами актеры шутили, что их костюмы — для просмотра с большого расстояния.

На дворе стояли лихие 90-е, российское кино было в упадке, с хорошими ролями — большие проблемы. Отчасти в этом кроется ответ на вопрос: как же удалось собрать стольких звезд на одной съемочной площадке, учитывая, что гонорары были копеечные? А с актерской работой тогда было, в принципе, туго, даже для таких величин как Наталья Гундарева.

Но давайте попробуем разложить на составляющие формулу успеха «Петергубргских тайн»

Сюжет без приличных людей

Сценаристы взяли за основу костяк персонажей, придуманный Всеволодом Крестовским, вот только характеры этих персонажей здорово изменили. Сделали героев более психологически сложными. Если у Крестовского к финалу романа был полный упадок и череда смертей центральных персонажей, то сценаристы сериала решили: «Пусть торжествует справедливость!»

Обиженным героям воздалось в финале. Потерянные дети были найдены, злодеи наказаны, те, кто незаслуженно побывал на социальном дне, вернулись на свое место в обществе. Одним словом, сериал давал зрителю надежду. Человеку приятно верить в справедливость, особенно если этот человек живет бедно, плохо и без всякого просвета (напомню, «Тайны» выходили в 90-е).

«Петребургские трущобы» — это сюжет без приличных людей. На дно опускается Анна Чечевинская, и уже навсегда остается женщиной легкого поведения. Ее брат Николай становится шулером и фальшивомонетчиком. Серж Ковров и вовсе головорез без представлений о чести и совести. Психопаткой и нимфоманкой выглядит княгиня Шадурская. На панель идет Маша Поветина.

Пожалуй, один только Иван Вересов к финалу романа сохраняет свою чистую светлую душу. И тот, бедняжка, не выдерживает свалившихся на его голову событий, сходит с ума, а потом кончает с собой. Этим Крестовский хочет нам показать, что несправедливо устроенное общество делает из хороших людей или злодеев, или умалишенных. Даже такие прекрасные качества личности, как доброта и бескорыстие, не могут реализоваться в таких ужасных социальных условиях.

Удивительно, что одного из немногих приличных людей, которого не сломала жизнь, из романа Крестовского убрали. Это был муж Юлии Бероевой Егор Дмитриевич. В «Петербургских трущобах» он не винил жену в том, что она попала в злодейские лапы к Вольдеамару Шадурскому. Напротив, Егор Дмитриевич пытался защитить честь Юлии Николаевны. Но, стараниями князей Шадурских, был засажен в тюрьму.

Пара Бероевых в «Петербургских трущобах», пожалуй, единственные персонажи, для которых все закончилось хорошо. Бероева оправдана, ее муж также освобождается из тюрьмы и вместе они уезжают за границу. Сценаристы же сериала сделали образ Бероевой еще более жертвенным: замуж она вышла не по любви, а из безвыходности, потому что была сиротой и опекун пытался сделать ее своей содержанкой.

Искусство съемочной группы

Меня поразило, что весь сериал, все 48 серий, был снят в течение одного года. Продолжение, снятое по оригинальному сценарию, «Развязка петербургских тайн», появилось уже 4 года спустя. Ведь сюжет основного сериала захватывает более 17 лет жизни героев. Мы застаем их совсем молодыми в начале и видим уже их повзрослевших детей в конце. То есть главных персонажей нам показали молодыми и зрелыми благодаря мастерству костюмеров, гримеров и парикмахеров. Ну и актеров, конечно же.

Очень меня потрясло мастерство Дмитрия Брусникина. Он сумел воплотить и молодого обольстителя Дмитрия Шадурского, и его же, разбитого припадком умолишенного старика. Возраст ведь тоже надо сыграть. Недостаточно приклеить актеру седые бакенбарды и нарисовать морщины на лице. Возраст — это другая походка, другая осанка, другой голос. Все это с блеском изобразил Брусникин.

Предлагаю еще повспоминать этот прекрасный сериал и разобрать подробнее персонажей и их исполнителей. Как вам такая идея?

Оцените статью
Вспоминаем сериал «Петербургские тайны»: как он завоевал огромную популярность у зрителей
Что не так с Наташей Ростовой. О женском «типе» в толстовских романах