Как Георгий Данелия за свой дебютный фильм забрал у известного сценариста половину его авторского гонорара

Ровно 62 года назад, 11 сентября 1962 года, состоялась премьера художественного фильма «Путь к причалу».

Приключенческую драму снял 31-летний недавний выпускник Высших режиссёрских курсов Георгий Данелия.

Фильм снят по мотивам одноименной повести писателя Виктора Конецкого, которую он сам же переработал в сценарий.

По сути, это был первый самостоятельный полнометражный фильм в карьере молодого режиссёра. Хотя, как признался позже Данелия, влияние на съёмочный процесс сценариста Виктора Конецкого было огромным. Каждый эпизод фильма режиссёру приходилось согласовывать с автором сценария, и Данелия видел в этом обидное недоверие к своей работе.

Но даже при таком жёстком контроле со стороны своего старшего коллеги Данелия всё же гнул свою линию, и бывало, что ему удавалось отстоять свою точку зрения. Вот как об этом процессе вспоминал Виктор Конецкий:

«Когда я писал о боцмане Росомахе, то любил его и давно отпустил ему любые прошлые грехи. Когда Гия (Данелия) взялся снимать этот фильм, перед ним встала необходимость полюбить боцмана с не меньшей силой. Но поводы и причины любви у меня и у Гии были разные, так как люди мы разного жизненного опыта. Надо было сбалансировать рассказ и будущий фильм так, чтобы мне не потерять своего отношения к меняющемуся в процессе работы над сценарием герою, а Гии набрать в нем столько, сколько надо, чтобы от души полюбить».

Их совместная работа иногда проходила со скандалами и взаимными обидами. И тем не менее, работа над фильмом была завершена в срок.

Ключевую роль в успехе картины сыграла «Песня о друге», которую специально для этого фильма написали композитор Андрей Петров и поэт Григорий Поженян. Мелодия этой песни стала лейтмотивом ко всей картине, а исполнил её в фильме актёр Валентин Никулин, который сыграл одну из ролей первого плана.

Что интересно, первоначально Конецкий был категорически против этой песни. Он говорил, что в музыкальном плане она слишком сложная для простых моряков. И что моряки в жизни поют совсем другие песни:

«Слова хорошие, но мелодия не подходит. Ты пойми, моряки не музыканты. Нужна мелодия «два притопа три прихлопа», чтобы её мог спеть каждый, даже если у него нет ни голоса, ни слуха».

И всё же Данелия песню отстоял, а Никулин своим исполнением сделал из неё настоящий шедевр. Эту песню позже с эстрады пели такие мастера, как Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Муслим Магомаев и др. Но её исполнение именно Валентином Никулиным так и осталось одним из лучших.

Георгий Данелия позже рассказывал:

«Когда фильм был готов, мы повезли его в Мурманск и показали морякам. Ночью меня разбудило пение. За окном пьяные голоса нестройно выводили нашу песню: «Е-е-сли радость на всех одна, на всех и беда одна…» Ну, если пьяные запели, то это будет шлягер!»

После успеха фильма в прокате Конецкий попросил Данелию приехать к нему. Когда они встретились, Конецкий положил перед режиссёром солидную пачку денег и сказал: «Это половина моих авторских за сценарий. Они твои!». И, не дав тому что-либо сказать, тут же добавил: «Потому что, если бы не ты, их бы вообще у меня не было».

Данелия вначале отказался брать деньги, но под напором Виктора Викторовича вынужден был сдаться.

Они и раньше часто ругались, поэтому Данелия уже знал его тяжёлый характер. И понимал, когда можно настаивать на своём или когда его упрямство может нанести серьёзную и, возможно, уже непоправимую обиду. Данелия понял, что здесь назревает именно тот, второй вариант. Поэтому, поблагодарив, деньги взял.

И позже они ему очень пригодились, так как свой следующий фильм Георгий Данелия начал снимать лишь через год. А до этого ему надо было на что-то жить.

В киноленте «Путь к причалу» состоялся первый совместный опыт работы Георгия Данелии и композитора Андрея Петрова. И этот фильм стал началом их многолетней творческой дружбы.

Музыка Андрея Петрова звучит в таких известных картинах Георгия Данелии, как «Тридцать три», «Я шагаю по Москве», «Совсем пропащий», «Осенний марафон» и «Настя».

Оцените статью
Как Георгий Данелия за свой дебютный фильм забрал у известного сценариста половину его авторского гонорара
Нестыковка с машинами в конце «Джентльменов удачи», которую многие не замечают