Зачем режиссёр оскароносного фильма «Москва слезам не верит» позже снял глупую комедию-фарс «Ширли-мырли»?

17 сентября 2024 года исполняется 85 лет со дня рождения замечательного режиссёра Владимира Валентиновича Меньшова!

У Владимира Меньшова всегда был собственный взгляд на кино. Которому он никогда не изменял, несмотря на критику и бюрократические препоны чиновников.

Его творческая правота и талант подтверждены многочисленными наградами. Но самое главное – его картины прошли испытание временем и уже навсегда вошли в Золотой фонд не только отечественного, но и мирового кинематографа.

В качестве режиссёра Владимир Валентинович дебютировал в школьной драме «Розыгрыш» в 1976 году. Это был первый самостоятельный полнометражный фильм 36-летнего выпускника аспирантуру при кафедре режиссуры во ВГИКе. По признанию мастера, это была самая трудная работа в кино, которую позже он в шутку называл «непрофессиональной»:

«У меня ведь ещё не было опыта режиссуры. К тому пришлось иметь дело с непрофессионалами актёрами. Короче, сборище дилетантов и любителей. Поэтому фильм дался очень тяжело»

Выручал актёрский опыт Меньшова. Когда он не мог добиться нужного результата объяснением, то сам лично изображал для артистов-школьников, как нужно сыграть ту или иную сцену.

В итоге фильм был принят зрителями и критиками неоднозначно. Чиновники картину ругали, некоторые учителя и родители тоже высказывали недовольство, а вот школьникам фильм очень понравился. И это было для режиссёра самым важным, так как Меньшов признался, что фильм снимал именно для ребят.

Ну а следующая картина режиссёра уже наделала много шума не только в нашей стране, но и во всём мире! Хотя, когда он взялся за съёмки фильма «Москва слезам не верит», то даже не мечтал о подобном триумфе.

Больше того, всем, кому он показывал сценарий, говорили, что это скучно, неинтересно и устарело. Но такие высказывания лишь раззадорили режиссёра.

Он знал, что из этой вроде бы обычной женской истории можно снять настоящее народное кино. Которое, может быть, и не понравится чиновникам, зато завоюет любовь простых советский зрителей:

«Я знал, что смогу это снять и знал, как это надо сделать. Помогли давние наблюдения, которые я привык фиксировать в записных книжках – ситуации из жизни знакомых, заводской опыт, услышанные остроты, интересные словечки…»

Но чтобы понимать, что он идёт по правильному пути, Меньшов любил устраивать промежуточные просмотры отдельных эпизодов перед зрителями.

Это происходило прямо на киностудии. Куда в служебный кинозал на просмотр отдельных частей фильма он приглашал всех желающих работников Мосфильма, не имеющих отношения к съёмкам его картины. Просто вешал объявление в вестибюле и, как правило, любопытствующих хватало, чтобы наполнить зал почти полностью.

И по реакции этих достаточно искушённых зрителей Меньшов делал выводы: где он попал в точку, а где что-то нужно изменить. Но уже тогда он понимал, что снимает что-то выходящее за обычные рамки. И после нескольких таких показов у него появилось первое предчувствие будущего успеха.

А потом была безоговорочная победа в советском кинопрокате. Только в 1980 году фильм посмотрели более 84-х миллионов зрителей! Ну а через год фильм завоевал голливудский «Оскар», что стало неожиданностью и для наших чиновников, и для самого режиссёра.

Следующий фильм Меньшов снял только через пять лет. Имея полный карт-бланш на киностудии, он долго не мог выбрать достойный сценарий. Слишком высоко задрал сам себе планку, чтобы снимать после этого кабы что.

И опять его фильм «Любовь и голуби» стал безоговорочным лидером советского проката 1984 года! Обогнав такие популярные картины, как «Белые Росы», «Двойной обгон», «Блондинка за углом», «Одиноким предоставляется общежитие», «Чучело» и ещё более тридцати фильмов, премьеры которых состоялись в том же году.

Затем в творчестве Владимира Меньшова наступил перерыв более чем в десять лет. Это время развала советского кинематографа и болезненное рождение нового российского кино. В котором Владимир Валентинович больше видел себя в качестве продюсера, чем актёра или режиссёра.

В эти годы как режиссёр он снял лишь два фильма. Это комедия «Ширли-мырли» в 1995 году и мелодрама «Зависть богов» в 2000-м. Как позже он признался, обе картины сняли лишь для того, чтобы заработать немного денег самому и дать подзаработать своим друзьям актёрам.

Фарсовая комедия «Ширли-мырли» была снята целиком на деньги коммерсантов, которые собирались на этом хорошо заработать. Поэтому и настояли на таком жанре. Конечно, комедия достаточно примитивная, и это никогда не скрывал и сам режиссёр. Хоть он и постарался наполнить её символами 90-х. Но денег на другое кино в то время не давали.

Зная, в каком бедственном положении в середине 90-х находились его коллеги-актёры, в этот фильм Меньшов пригласил настоящих мегазвёзд советского кино: Чурикову, Ефремова, Джигарханяна, Куравлёва, Табакова, Мордюкову, Полищук, Весника, Быкова и ещё с десяток популярнейших актёров прошлых лет. Многие из них в те годы испытывали забвение и реальную нужду.

Инна Чурикова вспоминала, что была благодарна Владимиру Меньшову за это приглашение. Она рассказывала, что съёмки в этом фильме принесли ей удовольствие как актрисе и в то же время в финансовом плане позволили потом прожить несколько лет, отказываясь от ролей в откровенно чернушных картинах 90-х.

В свои последние годы Владимир Валентинович посвящал много времени общественной деятельности. Известно, что в советское время он немало натерпелся от чиновников всех рангов и вроде бы должен был радоваться развалу такой бюрократической страны. Но оказалось, что он жалел о её развале. Об этом он заявил журналистам в 1996 году, что стало для многих поклонников откровением. А в начале нулевых в одном из интервью Владимир Меньшов сказал:

«С годами мне стало совершенно ясно: вступая на путь антисоветизма, насаждаемого нам западными друзьями, ты непременно придёшь к откровенной русофобии»

Более десяти лет Владимир Меньшов возглавлял Общественный совет при ФСИН России, сам лично ездил по колониям и тюрьмам, где встречался с заключенными.

В целом Владимир Валентинович не жаловался на здоровье и для своих лет был достаточно бодрым человеком. Даже готовился к выборам в Думу восьмого созыва. Но в конце июня 2021 года он почувствовал себя плохо и обратился к врачам. У него был диагностирован коронавирус с обширным поражением лёгких. Интенсивная терапия оказалась бессильна. 5 июля 2021 года, всего через десять дней после постановки диагноза и госпитализации, он скончался.

Владимиру Валентиновичу Меньшову был 81 год. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Оцените статью
Зачем режиссёр оскароносного фильма «Москва слезам не верит» позже снял глупую комедию-фарс «Ширли-мырли»?
Почему режиссера комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!» хотели выгнать из профессии