В одном из сообществ зашла беседа о том, какой фильм времён Перестройки самый трэшовый. Я назвала «Сестрички Либерти» (1990) по сценарию Людмилы Улицкой (ныне иноагента, что характерно). Меня этот фильм когда-то вывел из себя.
Мне сказали дружное «Нет!», приведя в пример «День любви» (1990) с мило-вульгарной Анной Назарьевой в главной роли. Любви там, собственно, нет. Есть безнадёга и ОПГ, а ещё разворовываемый город и неуверенность в завтрашнем дне. Без любви.
Итак, перенесёмся в провинцию рубежа 1980-х – 1990-х! Путешествие так себе. Перед нами – моногород, вся жизнь которого сосредоточена вокруг завода, выпускающего грузовые машины. Видимо, это Набережные Челны и «КамАЗ». Нам являют местный конкурс красоты.
Девчата в купальниках неумело, но старательно извиваются в эффектных, как им кажется, танцах перед почтеннейшей публикой. Тогда все эти конкурсы проводились буквально везде – в каждом посёлке и на каждом предприятии. Даже, видимо, на женских зонах в местах не столь отдалённых.
Побеждает хорошенькая Кристина Кашина (Анна Назарьева) – награждают её короной и автомобилем «Ока». Вещица так себе, но дарёному железному коню в зубы не смотрят. У Кристины есть прекрасный отчим Николай (Андрей Болтнев) и далёкий заграничный папа Маттиас (Сергей Чернов).
Это – ещё одна типичная деталь эпохи. Тогда было снято с десяток фильмов, где у героев имелись иноземные папы и дедушки. Так сказать, знак качества и пропуск в лучшие миры. В фильме постоянно звучит мотив «Пора валить!», если есть такая возможность.
Действительно, из того города, каковой показан в «Дне любви» хочется бежать, даже не имея папы в Западной Германии. Да, откуда он взялся? Когда-то в начале 1970-х работал в СССР. Вообще, в этом недлинном фильме спрессовано аж три взаимосвязанных линии, что говорит об умелом киносценарии.
Во-первых, перед нами история коррумпированного начальства — имя и должность не названы, но по смыслу это секретарь горкома КПСС или председатель горисполкома. Он запланировал продажу пятнадцати большегрузных автомобилей «КамАЗ» узбекскому подпольному миллионеру Каримову.
В те годы много писалось, что Средняя Азия буквально кишит мафиями. Во-вторых, мы видим типичную для региона молодёжную банду – «моталку» по образцу казанской «Тяп-ляп», держащей в страхе весь город и направляемой взрослым и даже стареющим джентльменом по кличке Охотник (Сергей Газаров).
В-третьих, развивается линия той самой Кристины и её взаимоотношений с приехавшим папой, который (о, чудо!) мечтает увезти королеву красоты в Германию, чтобы она могла вырваться из безнадёги. Но есть же и отчим, который вырастил и который любит её, как родную дочь!
Да, что такое день любви? Моталка, решив покуражиться и показать свою власть в городе, объявляет, что в такое-то время будут совершены массовые изнacилoвания девушек и молодых женщин, а Кристина достаётся Охотнику. Ряд откровенных сцен, каковые тогда были в моде. Но здесь совсем уж всё явно, буквально на грани.
Чем ужасен и страшен этот фильм? Победой преступности, как явления. Нам транслировали: отныне всё так и будет и никакого вам светлого будущего, наивные люди. Да. Фильм трэшовый донельзя, однако, чёткий и ясный, а потому режиссёр Александр Полынников, снявший свою младую жену Анну Назарьеву, был, к сожалению, прав.