«Маленькая Вера». Как создавали нашумевший фильм и зачем снимали «ту самую сцену»

Кино в свое время произвело фурор среди советских зрителей. Одни считали его клеветой на советскую действительность, другие – жестокой «правдой жизни». Но никакой правды жизни, на мой субъективный взгляд, там не было. В фильме показали частную историю одной отдельно взятой семьи и перенесли на всю страну. Смотрите, мол, так жили все. А нездоровый ажиотаж вызвала одна-единственная сцена. Даже в позднем советском кино такого не снимали. И люди сломя голову кинулись в кинотеатры.

Негода оказалась негодной?

Проект с самого начала сопровождали большие и маленькие скандалы. Режиссера и автора сценария упрекали в семейственности. Василий Пичул и Мария Хмелик были мужем и женой, и для обоих это была первая крупная киноработа. Отцу молодой сценаристки – детскому писателю и одному из основателей «Ералаша» Александру Хмелику ставили в упрек протекционизм. Тем более, в 80-е годы он занимал должность главреда киностудии имени Горького, и именно на ней и снимали «Маленькую Веру».

Интересно, что скрипт три года пылился «в столе» у киношных чиновников. Мария про него забыла, работала секретарем в районном суде и ни о каком кино уже не помышляла. Но однажды сценарий обнародовали в киноальманахе. В кинематографических кругах текст вызвал бурную полемику. Хмелик попросили дополнить скрипт. И девушка добавила сюжетные линии на основе своего опыта работы в суде. После этого на съемки дали добро.

Были сложности и с подбором актеров на главные роли. На роль Веры режиссер вначале пригласил Яну Поплавскую. Актриса прочитала сценарий, и роль ей очень понравилась. Она даже прошла кинопробы. Но очень опасалась испортить образ Красной Шапочки, сделавший ее знаменитой. Опасения актрисы подтвердил и худсовет. Чиновники сочли, что сказочная героиня не должна играть в социальной драме. Кандидатуру Поплавской забраковали.

Тогда режиссер предложил эту роль Ирине Апексимовой. Но та уже была утверждена в проект Виктора Трегубовича «Башня». С одной стороны был никому не известный Василий Пичул, с другой – режиссер с именем. Актриса спросила совета у своего наставника – Олега Павловича Табакова. Мэтр порекомендовал ей драму Трегубовича. И ошибся, как показали дальнейшие события. Зато в фильме засветилась его дочь Александра, сыграв подругу главной героини. Изначально на эту роль приглашали Алику Смехову. Но та укатила в отпуск и отказалась от участия в фильме.

По рекомендации коллег Пичул попробовал на роль Веры молодую актрису московского ТЮЗа Наталью Негоду. Девушка снималась в драме Юрия Кары «Завтра была война» и подавала большие надежды. Однако сценарий нового фильма ей не понравился. На пробах она вела себя вызывающе, была вспыльчивой. Пичул не особо горел желанием с ней работать. Но на ее кандидатуре настояла авторитетный советский кинорежиссер Татьяна Лиознова, курировавшая проект. Сама же Негода согласилась на съемки из-за возможности отдохнуть на море и присутствия в фильме дочери Табакова, с которой они дружили еще студентками.

Отцы и дети

Юрия Назарова и Людмилу Зайцеву тоже пришлось уговаривать сыграть родителей Веры. Первый играл в кино, в основном, положительных персонажей – героических военных да офицеров милиции. Непьющему артисту роль отца-любителя крепких напитков далась очень непросто. Зайцева же вообще считала, что режиссер хочет осквернить светлый образ советского человека труда, и вначале отказалась наотрез. Пичул с трудом убедил ее в обратном. Мол, фильм совсем не об этом, а о проблеме отцов и детей.

Зато с исполнителем роли Сергея сложностей не возникло. Андрей Соколов тогда учился в «Щукинке» и был никому неизвестен. Имел за плечами лишь одну эпизодическую роль. Но в образ он вписался идеально. А вот отношения с коллегой по съемочной площадке у него не сложились. Поговаривают, что Наталья Негода испытывала к Андрею романтические чувства. Зато Соколов остался к ней совершенно равнодушным. Из-за этого атмосфера на площадке была наэлектризованной. Но фильму это пошло только на пользу. Взаимоотношения главных героев выглядели очень натурально.

Сцена, которая зацепила зрителей

«Маленькую Веру» снимали в Мариуполе – родном городе Василия Пичула. В качестве основной площадки фигурировала арендованная квартира в хрущевке на одной из городских окраин. А реквизит для съемок подобрали у соседей. Как позже вспоминал Андрей Соколов, они больше отдыхали, чем работали. Купались на море, ели арбузы, пили домашние напитки. Съемки же проходили как бы между прочим.

После того, как все сцены были сняты, Пичул отсмотрел весь материал и понял, что фильму не хватает перчинки. Такой, которая на сто процентов зацепила бы зрителей. Он собрал съемочную группу и устроил мозговой штурм. Решили, что это обязательно должна быть любовная сцена. Как вспоминала Наталья Негода, в сценарии ее вообще не было. Режиссер подсмотрел ее в одном из фильмов Бернардо Бертолуччи. Вопрос был в том, как именно ее реализовать.

Снимали прямо в квартире у Пичула. Оба артиста жутко волновались, нервы были на пределе. Тогда режиссер выдворил из комнаты всю съемочную команду. На площадке остались только он сам, оператор и гример. По слухам, Негода в итоге выгнала и их, и оператор заканчивал снимать этот эпизод, якобы прячась в шкафу.

Расчет оказался абсолютно верным. Эта романтическая сцена взволновала общественность не на шутку. Во время премьеры в Доме кино особо впечатлительные зрители выходили из зала с криками «Позор!». Кто-то строчил письма на самый вверх. Требовал сослать всех причастных к фильму «на Колыму». Говорят, возмутился даже сам Михаил Горбачев, когда смотрел фильм на своей даче. Однако запретить кинокартину не посмел.

В СССР «Маленькую Веру» посмотрели 56 миллионов зрителей. Она демонстрировалась в 12 странах мира. В американском прокате собрала более 1 миллиона долларов. Получила множество престижных зарубежных наград. А Наталья Негода и Андрей Соколов в одночасье стали звездами. И никакая «правда жизни», якобы показанная в фильме, здесь была не причем. Все – благодаря той самой крохотной сцене.

Оцените статью
«Маленькая Вера». Как создавали нашумевший фильм и зачем снимали «ту самую сцену»
Неоднозначный момент в фильме «Афоня», который зрители восприняли как ляп, хотя это могла быть задумка режиссёра