Оказывается, концовка фильма «Курьер» подразумевала совсем не то, что я думал изначально

По моему мнению, фильм «Курьер» 1986 года от режиссёра Карена Шахназарова один из лучших советских фильмов в принципе, который отлично раскрывает один всегда актуальный вопрос – взросление. Не «смену ценностей у нового поколения», не «предстоящий развал традиционной системы советского союза», а именно взросление одного конкретного мальчишки Ивана.

Ваня достаточно интересный мальчик. Порой возникает ощущение, словно он вообще не от мира сего: всегда задумчивый странный взгляд, постоянно безэмоциональное выражение лица, цинизм по отношению к окружающим и вечное иронизирование над всем на свете. В общем, Иван – это самый обычный подросток, переходящий во взрослую «фазу» жизни.

Его цинизм и юмор являются скорее защитным механизмом, позволяющим ему скрывать от остальных, и даже от себя, свои истинные эмоции. Ваня делает вид, словно его вообще ничего не беспокоит, по жизни он как-нибудь да устроится, а на всех вокруг ему вообще откровенно всё равно. По крайней мере, именно такой образ он пытается для себя выстроить.

Теперь поговорим о концовке. Если кто из вас забыл, то в финале Иван увидел мужчину, вернувшегося из Афганистана: сломанный жизнью человек, своими глазами повидавший то, что словами не передать. Многие зрители, и я не стал исключением, восприняли эту концовку, как обозначение того, что Ваня, взглянув на этого несчастного человека, решает кардинально изменить свою жизнь.

Возможно, сам уйдёт служить, возможно, возьмётся за ум и поступит в университет, чтобы на службу не попасть – это уже не так важно. Важно то, что эта встреча для него стала неким знаком, что пора бы тебе Ваня Мирошников повзрослеть, ведь не всегда у тебя получится скрываться за маской ироничного максималиста.

И вот, я на днях с другом обсуждал фильм и то, какие идеи он пытается донести до нас, зрителей. Он мне тогда сказал одну очень интересную мысль насчёт концовки, которая полностью перевернула всё моё видение финала. Что если на самом деле эта встреча была не предвестником «необходимости взрослеть», а демонстрацией глубины переживаний человеческой души?

Понимаете, Ваня ведь оградился не только от собственных чувств, но и от чувств всех остальных: от мамы, от своей подруги Кати, от своего хорошего друга Базина – ото всех. Постоянный сарказм и безразличие стали для него основным способом общения, при этом он совершенно не задумывается о том, как сильно его слова могут ранить других людей.

Намеренно отталкивая их от себя Ваня, сам того не замечая, постепенно приходит к тотальному одиночеству. В конце концов, он вполне мог бы стать кем-то по типу Афанасия Борщёва из фильма «Афоня» – грубый и эгоистичный мужчина, прикрывающий драму собственного одиночества за постоянными шуточками и, конечно же, пьянством.

Встреча с солдатом для Ивана могла стать не мотивом отправиться отдавать долг Родине, а именно что переосмыслить свои взгляды на жизнь. Возможно, в этот самый момент он осознал недолговечность самого нашего существования. Нам отведено всего каких-то несколько десятков лет – и то не факт.

В любой момент Вани может, как бы это мрачно не звучало, просто не стать, будь то Афганистан или просто какой-нибудь случай. А какой он после себя оставил след? На протяжении последних лет только делал остальным людям больно, лишь бы самому забыться и уйти от тревожащего беспокойства? Нет, совсем не таким хотел бы запомниться Иван Мирошников.

Ну и, возвращаясь к уже озвученной мысли, в этом самом солдате Ваня мог увидеть то, чего старался не замечать – глубину человеческой души. Ввиду своего юношеского максимализма он относился ко всем крайне пренебрежительно. Самый настоящий нигилист, по типу тургеневского Базарова. Уже какой раз привожу его знаменитую цитату:

«А принципы самые несложные. Хотелось бы иметь приличный оклад, машину, квартиру в центре города и дачу в его окрестностях. Да, ещё — поменьше работать», – одна эта фраза чётко отражает внутреннюю пустоту в душе Вани.

Он не знает, чего по-настоящему хочет от жизни. Думаете, ему действительно нужна эта квартира, оклад и дача? Да нет конечно, он просто в очередной раз подшучивал над отцом Кати, прикрывая тем самым факт того, что он совсем не знает, чего хочет от жизни.

Осмыслив это, я совершенно иначе смотрю на посыл фильма. В моём понимании, суть не в том, что Ваня Мирошников решил пойти на службу, а в том, что он решил полностью пересмотреть свою нигилистическую жизненную философию, после того как испытал неподдельное сочувствие по отношению к вернувшемуся из Афганистана мужчине.

Оцените статью
Оказывается, концовка фильма «Курьер» подразумевала совсем не то, что я думал изначально
За кадром фильма «Вокзал для двоих»: Как Олегу Басилашвили удалось заслужить уважение заключенных колонии