— Вот вы перед телевизором сидите, а могли бы, между прочим, за внучкой в детский сад сходить, — практически каждый день упрекала свекровь Тамара, — других детей бабушки со школы забирают, а вы лишний раз боитесь нос на улицу высунуть!
Лидия Борисовна проснулась рано. Пенсионерка вот уже полгода «экономила» время, предназначенное на сон – с момента переезда сына с семьей в ее квартиру хлопот прибавилось.
Несколько месяцев назад Арсений позвонил маме и пожаловался на сложную финансовую ситуацию:
— Мам, в последнее время мои доходы не перекрывают расходы, — говорил мужчина, — заказов мало дают, зарплату урезали. Как жить, не знаю.
Хозяйка квартиры неожиданно решила аренду поднять… Ругался с ней, просил хотя бы до весны подождать – толку никакого!
Лидии Борисовне сына было жалко – Арсений работал один, Тамара, его супруга, была домохозяйкой.
Пенсионерка терпеливо слушала рассказ сына, старалась его не перебивать.
Понимала, что Сене просто нужно выговориться:
— Старшему новую спортивную форму нужно, старую он потерял позавчера. Оставил сумку со сменкой где-то, а где – не помнит.
Младшая хочет ходить на танцы, Томка ходила, узнавала – сам кружок бесплатный, но к каждому выступлению костюм шить или покупать надо. Тоже – деньги.
Не знаю, мама, как дальше жить.
Лидия Борисовна осторожно поинтересовалась:
— Сеня, а Тамара не хочет себе что-нибудь подыскать? Дети взрослые, она тоже может выйти на работу и немного тебе помочь. Ты по этому поводу с ней не разговаривал?
— Разговаривал, — вздохнул Арсений, — не хочет она. Говорит, что и так устает. В этом месяце за квартиру платить нечем, у меня только половина от суммы есть…
У Лидии Борисовны сжалось сердце – сыну помочь она хотела, только возможности не было.
Пенсионерка предложила:
— Сеня, может быть, все же ко мне переедите? Две комнаты свободные, разве мы все не поместимся? Поговори с Тамарой, объясни ей, что иного выхода у вас нет.
Арсений пообещал побеседовать с супругой, попрощался и положил трубку.
Лидия Борисовна вздохнула: и чего Тамара ерепенится? Сколько раз она, Лидия Борисовна, предлагала невестке переехать в ее большую квартиру?
Тамара постоянно отказывалась, она прямым текстом говорила свекрови, что жить с ней на одной территории не намерена:
— Вы, Лидия Борисовна, спокойной жизни мне не дадите, — рассуждала Тамара, — вам постоянно то это не так, то то не эдак!
Вы, если действительно хотите нам помочь, лучше квартиру эту разменяйте. Себе возьмите однокомнатную, а нам – двухкомнатную. И все будут счастливы!
Лидия Борисовна однажды решила заняться разменом. Знакомая посоветовала ей риэлтора, тот приехал, осмотрел квартиру, заглянул в каждый угол и многозначительно изрек:
— Вариант, который устроит вас, за эту квартиру никто не предложит. Максимум – две однушки и небольшая доплата.
Район у вас неблагополучный, соседи – маргиналы. Кто за стенкой у вас орет уже полчаса? Да и сама квартира вложений требует.
Сделайте предпродажный ремонт, замените сантехнику – это увеличит стоимость жилья. Но не на много.
Такое предложение Лидию Борисовну не устроило, и она от размена отказалась. Тамара, когда об этом узнала, обиделась:
— Что же вы, Лидия Борисовна, так рано сдались? Надо было самостоятельно размен поискать, в газетах объявления почитать, на остановках.
Интернетом пользоваться умеете? Там этих предложений по обмену – вагон и маленькая тележка!
Просто признайтесь, что вы для сына и собственных внуков не желаете собственным комфортом жертвовать!
***
Лидия Борисовна невестку считала лентяйкой. Причем, это голословным обвинением не было – Тома действительно абсолютно не умела управляться с хозяйством.
На каждое замечание Тамара резко отвечала:
— Детдомовская я! Там было не до посуды, мы там выживали. Имейте хоть немного уважения к моей сложной судьбе!
Лидия Борисовна только вздыхала. За много лет, что Арсений жил со своей женой, она сотню раз предпринимала попытки чему-то научить Тамару, предлагала помощь, но невестка только отмахивалась:
— Если не нравится – делайте сами! Меня, Лидия Борисовна, ничему учить не нужно. Взрослая уже, мать двоих детей. И без вас как-нибудь справлюсь!
Лидия Борисовна знала, что Тамаре, как сироте положена квартира от государства, но собственного жилья у неё почему-то не было.
Как-то Лидия Борисовна набралась смелости и у невестки спросила:
— Тома, а разве тебе после выпуска из детского дома жильё не предоставили?
— Нет, — неожиданно разозлилась Тамара, — вы чего не в своё дело лезете? Нет у меня квартиры, не дали мне ее! Всё, вопрос закрыт!
***
Полгода назад Арсений вместе с женой и детьми всё же переехал в квартиру к матери. Мужчине супруге пришлось выставить ультиматум:
— Если хочешь жить отдельно и ни от кого не зависеть, то устраивайся на работу. Я, Тамара, один обеспечение нашей семьи не тяну.
Есть еще вариант переехать к матери, тогда мы сэкономим почти 40 тысяч. Выбирай.
— А ты устроиться на вторую работу не можешь? – поинтересовалась Тамара, — Сеня, тебе не кажется, что выгонять жену на работу — как-то не по-мужски? Всё-таки ты у нас в семье добытчик, ты отвечаешь за наше благополучие!
— Устроиться на вторую работу и вообще спать перестать, да? — поинтересовался у жены Арсений, — и долго я в таком режиме протяну?
Тома, я и так порой по 15 часов работаю, ночную смену я не потяну! Если ты на работу устраиваться не хочешь, то давай переедем к матери.
Будешь помогать ей по хозяйству, мама пенсию получает, я – зарплату. Как-нибудь протянем!
Тамаре деваться было некуда, пришлось согласиться на предложение супруга. Чужое хозяйство на себя женщина вываливать не стала, решила, что в чужой квартире она ничего делать не обязана.
Уборка, готовка и стирка — всё легло на плечи Лидии Борисовны.
— Вам всё равно заняться нечем, — объясняла Тамара свекрови, — ну приберитесь, время у вас есть.
Мне сейчас за старшим в школу бежать нужно, а потом — за младшей в сад.
Я, между прочим, собственного автомобиля не имею, пешком две остановки хожу или маршрутку жду в любую погоду. У меня и с детьми забот хватает!
Лидия Борисовна невестке первое время не перечила, не хотелось ей расстраивать сына.
Месяца через четыре после переезда наглость Тамары перешла все границы — наступила зима, Тамаре было лень по холоду ходить за детьми, поэтому она и эту обязанность она скинула на Лидию Борисовну:
— Вот вы перед телевизором сидите, а могли бы, между прочим, за внучкой в детский сад сходить, — практически каждый день упрекала свекровь Тамара, — других детей бабушки со школы забирают, а вы лишний раз боитесь нос на улицу высунуть!
Приболела я немного, не могу сегодня детей забрать. Может быть, Лидия Борисовна, вы хоть раз вместо меня сходите?
Несколько дней Тамара болела, а потом с сыном и дочерью сходить не могла, потому что у сапога зимнего подошва отклеилась.
Через 2 недели Лидия Борисовна привыкла забирать внука и внучку, в прогулках на свежем воздухе находила свои плюсы. По этому поводу Тамару свекровь дёргать перестала – теперь невестка была весь день предоставлена сама себе.
Тамара на новом месте быстро обзавелась подругой, по соседству жила многодетная семья, Валентина, мать пятерых детей как раз сидела в декрете с младшим.
Тамара повадилась к ней каждый день бегать на чай, уходила утром и возвращалась за час до прихода мужа с работы. И выговаривала при этом Лидии Борисовне:
— Опять Сенька возмущаться будет! Он с работы скоро придёт, а вы до сих пор ужин не приготовили. И опять как всегда за вашу нерасторопность достанется мне! Давайте шустрее, Лидия Борисовна!
***
Месяц назад Лидия Борисовна, когда вела внучку из садика домой, поскользнулась на льду и упала. Самостоятельно встать не смогла, сильно подвернула левую ногу.
Неравнодушные прохожие проводили пенсионерку до дома и помогли ей подняться в квартиру.
Тамары дома не было – она, как обычно, обсуждала последние сплетни со своей подругой в соседней квартире.
Придя домой и обнаружив свекровь, лежащей на диване, Тома возмутилась:
— Вы чего прохлаждаетесь? Поторопитесь, что ли, скоро Сенька домой вернётся!
У Лидии Борисовны от не было настроения, нога болела и всегда спокойная, рассудительная женщина неожиданно разозлилась.
Приподнявшись, пенсионерка глянула на невестку и строго произнесла:
— Всё, Тамара, каникулы закончились! С сегодняшнего дня ты наконец-то начнёшь выполнять свои прямые обязанности: ходить за детьми, делать с ними уроки, готовить мужу, дочери и сыну еду. Больше я на себе ездить не позволю!
— Это ещё почему? — возмутилась Тамара, — Лидия Борисовна, мы же с вами договаривались! Вас не устраивает, как я готовлю, вы постоянно донимаете меня претензиями, так делайте всё сами! Сколько раз мы будем обсуждать одно и то же?
— Тамара, не наглей, — продолжила Лидия Борисовна, — я не обязана ухаживать за твоими детьми. Я – бабушка, а ты – мать! И дети — твоя забота!
Я минимум на неделю выпала из жизни, ногу подвернула, ходить не могу. Вот у тебя и будет время, чтобы наверстать упущенное. Давай, вставай к плите.
— Не буду! — разозлилась Тамара, — врёте вы всё, ничего вы не подворачивали! Специально делаете, жизнь мне портите! Сегодня же Сеньке скажу, чтобы квартиру съёмную искал. Ни минуты с вами рядом находиться не хочу!
— Ты, Тамара, прежде чем условия ставить, сама зарабатывать научись! Сидишь на шее у моего сына, палец о палец за все полгода в этой квартире не ударила, полы ни разу не протёрла!
Скажи спасибо, что Сеньке я никогда не жаловалась – он-то думает, что ты мне помогаешь. А ты в это время в соседской квартире ошиваешься, даже за детьми ходить перестала.
Ну ничего, сейчас Сеня с работы вернётся и мы все сядем за стол переговоров. Пора уже, Тамара, взрослеть! Я и так много лет тебя жалела.
Тамаре пришлось брать ведение хозяйства на себя. Поначалу было сложно. Повоевав три месяца с уборкой и стиркой, Тома решила устроиться на работу.
Стало легче в финансовом плане, Лидия Борисовна снова взяла на себя часть обязанностей.