Фильм «Простая история» 1960 года от режиссёра Юрия Егорова – это действительно простая история о становлении простой советской женщины, преодолевающей на своём пути постоянно сопутствующие ей трудности.
Действия разворачиваются примерно после ВОВ, ведь на очередном собрании колхоза «Заря» нам становится известно, что главная героиня Александра Потапова, сыгранная Нонной Мордюковой, как и многие женщины в то время, недавно потеряла мужа.
Внезапно, Потапова выдвигает достаточно неординарное предложение: выбрать в качестве новой председательницы колхоза женщину. Удивляет не только факт того, что с ней согласились, но и то, что выбрали саму Александру.
В качестве одного из главных плюсов, в плане сюжетной составляющей, мне бы хотелось отметить то, через какие изменения проходит Потапова. В большом количестве советских фильмов при демонстрации образа сильной женщины нам показывают успешных и во всём преуспевающих леди с железной хваткой, которым по жизни только хорошего мужчины не хватает.
В случае с Потаповой ситуация обстоит совершенно иначе. Да, у неё есть некая искра с сыном бывшего председателя Иваном Лыковым (Василий Шукшин), а потом и с секретарём районного комитета Андреем Даниловым (Михаил Ульянов), но эта линия не является центральной, а скорее сопутствует истории о том, как Потапова учится управлять коллективным хозяйством.
Я знаю, что многие воспринимают «Простую историю» именно как фильм о стремлении простой русской женщиной получить желаемые любовь и заботу, но я всегда интерпретировал этот фильм по-другому. Достаточно демонстративной в этом плане стала фраза Потаповой, обращённая к Данилову: «Хороший ты мужик, но не орёл».
И что бы это могло значить? Вообще, персонаж Ульянова прекрасный мужчина: и трудолюбивый, и умный, и красивый, и на отличной должности – тогда что же Потапову не устраивает? Мне кажется, здесь не стоит воспринимать образ «орла» в буквальном смысле, а скорее метафорическом.
Под этим самым «орлом» Александра подразумевает своё стремление подниматься к новым высотам, как гордая птица орёл, возвышающаяся в небе. В таком контексте Андрей Данилов для неё является неким ограничителем, требующим, чтобы ради него она пошла на некие уступки. Потапова явно сама понимает, что совмещение такой работы и роли идеальной жены не приведёт ни к чему хорошему.
Тем более о каком семейном счастье может идти речь, когда на ней лежит ответственность не только за своё хозяйство, а за весь колхоз? Поэтому она добровольно отказывается роли жены Данилова, да и он сам, как оказалось, тоже не очень был готов к женитьбе. Да и, как оказалось он совсем «не орёл», ведь он не был готов изменить свою жизнь ради Александры. «Хороший мужик, но не орёл».
Конечно, этот аргумент можно парировать тем, якобы в конце героиня Мордюковой отказывается от своего рода «повышения по карьерной лестнице», ведь ей предлагали перейти в новый, более модернизированный, колхоз. И здесь тоже раскрывается один очень интересный момент: её колхоз – это её дом, если можно так выразиться.
Она вложила колоссальное количество усилий для продвижения «Зари», чтобы она, в самом деле как заря на небе, продолжала сиять и работать. Она не может просто взять всё и бросить, ведь здесь остаётся её неизмеримый труд, вложенный в колхоз. Да и, чего уж там скрывать, местные работники для неё уже стали как родные, что тоже заметно влияет на выбор амбициозной Потаповой.
Подводя итог, что мы можем сказать про фильм «Простая история»? Это драма о несчастной любви советской женщины, пережившей невзгоды тягостных лишений? Или скорее история о становлении сильной личности, целенаправленно пренебрегающей своим личным счастьем ради общего блага? Мне кажется, обе эти интерпретации имеют место быть, но я всё же больше склоняюсь ко второй.
Историй о женской любви в СССР, да и не только, и без «Простой истории» бессчётное количество, при этом не так много историй о становлении сильной женщины. Не путайте только ситуацию, когда нам изначально заявляют героиню как «сильную и гордую», постепенно раскрывая её слабости, и когда нам показывают, как слабая и отчаявшаяся девушка превозмогает множество трудностей.
В этом смысле «Простая история» – это уникальный, я бы сказал прогрессивный, фильм.