– Если тебе что-то не нравится, можешь уходить, – бросил Тамаре Антон. – Не держу.
– И куда ты мне предлагаешь отправиться без денег, жилья, работы? – ехидно поинтересовалась она. – Может, адрес подскажешь?
– Да хоть к родителям своим уезжай, мне вообще все равно, – ответил Антон. – Подстраиваться не собираюсь. И милостыню подавать тоже не обучен.
Тамара познакомилась с Антоном в собственном дворе, он переехал жить с семьей в их закрытый городок после перевода отца. Тот, как и папа Тамары, был офицером, но на новом месте семья как-то быстро распалась. Мама Антона стала работать в магазине, потом неожиданно открыла свой бизнес. Сын ходил в ту же школу, что Тамара, они продолжали видеться, а в одиннадцатом классе начали встречаться.
Когда молодым людям исполнилось по восемнадцать лет, они сообщили родителям, что женятся. Те в восторг от этой новости не пришли.
– Ну куда вам расписываться, сами еще дети! – возмущалась Варвара Петровна, мать Антона. – Погуляйте, выучитесь, а там посмотрим.
– Мама, мы уверены в своих отношениях, – убеждал ее сын. – Зачем чего-то ждать? И потом, я планирую тоже служить, как отец, молодой семье быстрее дадут квартиру.
– Ну разве что так, – вздыхала Варвара Петровна. – А Тамарка не беременна ли? Откуда такая спешка?
– Нет, внуков пока не жди, – усмехнулся Антон. – У нас другие планы.
Они поженились, Тамара поступила в вуз на банковское дело. После учебы довольно быстро сделала карьеру, к тридцати годам у нее уже был статус начальника отделения банка, хорошая стабильная зарплата. А вот у Антона на службе не ладилось, он то и дело конфликтовал с начальством, в итоге вообще был уволен досрочно. Служебную квартиру у них отобрали.
Тогда Антон впал в депрессию, месяц лежал на диване лицом в стену в квартире матери. Варвара Петровна хлопотала вокруг него, словно наседка, и покрикивала на Тамару:
– Ну чего ты, карьеристка наша, снова на работе допоздна? А муж того и гляди в могилу сойдет.
– Варвара Петровна, он сам решил страдать, – сердито ответила Тамара. – А я не могу сидеть целыми днями у постели мужа, держа его за руку. Кто-то должен работать и семью содержать, пока ваш сын себя жалеет.
– Ох, какая умная нашлась! – ехидно ответила ей свекровь. – Всех поучаешь, приосаниваешься на нашем фоне. А внуков мне со своей карьерой так и не родила. Лучше бы Антон с тобой развелся и на другой женился.
– Это не вам решать, – отрезала Тамара. – С вашим сыном сами разберемся, как и что дальше делать.
Она действительно выбрала в выходной время и вытащила мужа под каким-то предлогом сначала в кино, потом в парк. Они бродили, как в студенчестве, ели мороженое и болтали, тут-то Тамара и узнала неожиданные новости о своем супруге:
– Знаешь, я бы хотел поработать программистом или тестировщиком, – сказал Антон. – Видел всякие курсы, конечно, это не оптимальный вариант. Но можно получить диплом о переподготовке. Это дорого, но того стоит. Я перед увольнением даже в чатах общался на эту тему.
Примеры вдохновляют, и курсы есть реально хорошие, на год или два года рассчитанные, как дополнительное образование. Только это дорого, не потянуть.
– У меня есть сбережения, скажи сколько нужно? – спросила Тамара. – Может, и осилим твою смену профессии.
Антон назвал цену, это были все ее накопления, да и жить им в ближайший год предстояло со свекровью на одну зарплату. Но Тамара видела блеск в глазах мужа и понимала, что готова все отдать, чтобы он снова не погас. На следующий день она оплатила обучение, Антон был счастлив, бесконечно ее благодарил.
Тамара работала с утроенной силой, мужу то нужен был компьютер помощнее, то дополнительные курсы, то удобное кресло, чтобы не болела шея. О том, что у нее самой все отваливалось после работы почти без выходных, Тамара молчала. Впрочем, свекровь, узнав о ее поступке ради мужа, сменила гнев на милость и стала вести себя почти по-человечески.
– Тамара, ты только его не бросай, – теперь говорила Варвара Петровна. – Видишь, как загорелся наш Антон. Поддерживай его, чтобы не угас этот порыв.
– Я стараюсь, – засыпая на ходу ответила Тамара. – Надеюсь, все вложения были не напрасными.
– Ну, конечно, работу он найдет, и вообще все наладится, – убеждала Тамару свекровь. – Подождем, теперь хоть лицом в стену не лежит. А то и смотреть было страшно на нашего Антошу.
Год Тамара работала, практически не приходя в себя. Забыла про обновки, отдыхала только во время сна, зато муж окончил учебу и получил на стажировке приглашение в Москву в одну из компаний. Пока на младшие позиции, но это был реальный шанс круто изменить жизнь.
– Понимаешь, такое предложение со всего курса один я и получил, – объяснял Антон жене. – Нельзя это упускать.
– И что, ты уедешь, а я останусь? – устало спросила его Тамара.
– Нет, давай, бросай свою работу, увольняйся, теперь настала моя очередь семью содержать. Едем вместе, а там посмотрим.
– А если не получится? – осторожно спросила Тамара мужа.
– Ты совсем в меня не веришь, – передразнил ее Антон. – Давай хотя бы попробуем, вернуться никогда не поздно.
Они переехали и сразу столкнулись с огромными проблемами с арендой жилья, но тут всех удивила Варвара Петровна. Она предложила сыну и невестке взять ипотеку, первоначальный взнос готова была заплатить сама. Они согласились, нашли подходящий вариант квартиры рядом с офисом. Но ни безработной Тамаре, ни Антону без стажа ипотека не светила, ее было решено брать на свекровь.
– Да какая разница? – убеждала их Варвара Петровна. – Что мое, то и ваше, закончим платить, и все вам отдам.
– Но получается, что при разводе или если с Антоном что-то случится, я вообще никакого отношения к этой квартире иметь не буду, – заметила Тамара.
– А тебе какая разница?! – возмутилась Варвара Петровна. – И вообще, нечего о плохом думать. Разведется она, овдовеет, беду накличешь такими мыслями.
Вскоре семья переехала в собственное жилье. Тамара неожиданно для себя стала полностью зависимой от мужа домохозяйкой. Она даже не знала толком, сколько ее супруг зарабатывает, зато много гуляла, изучала Москву и понимала, что этот город ей нравится.
А у Антона все получалось, он быстро осваивался в новой сфере, через четыре года уже имел прочные позиции в тестировании и стабильную зарплату. Правда, его компания за это время сменила страну, часть команды все еще занимала офис в России. Зарплата теперь платилась по серым схемам, но ему хватало, чтобы гасить ипотеку и нормально жить. Вот только постоянные скандалы жены Антона не устраивали.
Вокруг него роились женщины, многие из которых смотрели на мужчину восхищенно. Такой молодой, а уже с квартирой, успешный, перспективный. Антон давно забыл, благодаря кому ему удалось стартовать в своей карьере, теперь Тамара, сидящая дома, вызывала у него глухое раздражение.
Скандалы следовали один за другим.
Наконец после одного из них Тамара собрала вещи и хлопнула дверью. Потакать капризам мужа и дальше она не собиралась, но возникал вопрос, куда ей идти и что делать. Некоторую сумму за последний год Тамаре все же удалось отложить. Она сняла комнату в недорогом хостеле, ее предстояло делить еще с тремя женщинами, написала резюме и начала искать работу.
На удивление Тамары, вакансий было много, а благодаря московской прописке ее готовы были взять практически на ту же должность, с которой женщина ушла четыре года назад. На собеседовании кадровик строго спросил:
– Перерыв в четыре года. Вы что, в декрете были, а теперь начнутся сопли, болезни, из садика ребенка нужно будет пораньше забирать?
– У меня нет детей, – ответила Тамара. – И работы не боюсь. Просто делала перерыв, муж работал, не было особой необходимости в дополнительных деньгах.
Ее приняли, проверку службы безопасности Тамара тоже легко прошла. Она начала усердно работать, через пару месяцев уже сняла квартиру пополам с коллегой. И подала на развод, делить им с Антоном было нечего, поэтому все решилось через ЗАГС и довольно быстро.
Через пару месяцев Тамара пришла получать свидетельство о разводе и столкнулась с бывшим мужем. Тот стоял под локоток с высокой, длинноногой девицей.
– Что, решила не уезжать? – усмехнулся Антон. – Понимаю. А ты неплохо выглядишь, стильная стала, стрижку сменила.
– Работа обязывает, – широко улыбнулась ему Тамара. – А у тебя новая любовь?
– Да это так, коллега по офису, – усмехнулся Антон. – Вышли на перерыв. Кстати, ты не тяни, из квартиры выписывайся, а то мать уже хочет тебя принудительно регистрации лишить.
– Ясно, – ответила Тамара, – хорошо, я решу этот вопрос.
Но на самом деле Тамара как могла оттягивала этот момент, ей нужно было накопить на первый взнос на собственное жилье. Только через год она купила квартиру не в самом ближнем Подмосковье, с ипотекой, но с посильными платежами.
Сама продолжала какое-то время жить в съемном жилье рядом с работой, ипотечную сдавала. А еще через пару лет все выплатила досрочно, получила наследство после смерти бабушки. И взяла новую ипотеку поближе, чтобы можно было нормально доезжать до работы и жить.
Жизнью бывшего мужа она все это время не интересовалась, но до Тамары доходили слухи, что у него не все гладко. Компания то ли обанкротилась, то ли закрыла свое представительство. Уволенных сотрудников никто не горел желанием брать на работу.
А еще мать Антона снова вышла замуж за мужчину моложе себя, закрыла бизнес, продала все в их родном маленьком городе и переехала в Москву. Ведь по документам квартира, на которую Антон только что успел закрыть ипотеку, принадлежала Варваре Петровне.
Тамаре рассказывали, что Антон от такого просто ошалел, мать отказалась выполнять свое обещание и переписывать на него квартиру. Поселилась там с новым молодым мужем и начала вить любовное гнездышко. Антону пришлось съезжать, особых накоплений не было.
Тогда-то и состоялась их встреча с бывшей женой. Банк, где работала Тамара, как раз открыл новое отделение, которое ей предложили возглавить. Пока в процессе был набор команды, женщина и сама нередко подменяла служащих, закрывая вакантные места. Вот и в тот день она сидела в кредитно-финансовом отделе – сотрудница взяла внеплановый больничный.
– Привет, – сказал Антон, усаживаясь в кресло напротив. – Неожиданно. А почему ты сидишь тут, если на бейджике указано, что работаешь начальницей отделения?
– Временная мера, рабочих рук не хватает, сезон простуд в разгаре. Что у тебя? – спросила Тамара. – Кредит будешь брать?
– Ипотеку, – помявшись, ответил Антон. – Только у меня ситуация нестандартная. В общем, в последние пару лет платежи шли на крипто-счет, подтвердить их как доход от своей работы я не смогу.
– Извини, конечно, но ипотека – дело серьезное, – ответила ему Тамара. – Кому попало ее не дадут. А кстати, что с твоей квартирой? Там долг уже выплачен?
– Да тоже история такая себе, – ответил Антон с раздражением. – Мама ее себе оставила, а я теперь бездомный практически. Давай, ускорь одобрение. И лучше, чтоб первоначальный взнос поменьше. Ну ты же можешь своим решением такое сделать, правда?
– Антон, ты понимаешь вообще, о чем просишь?! – возмутилась Тамара. – Извини, но рассматривать твою заявку я буду на общих основаниях, давай паспорт, другие документы, справку о доходах. Сколько готов внести денег сразу?
Антон назвал сумму, Тамара рассмеялась:
– Ты в Москве за эти деньги собрался что-то искать?
– Знаешь, не всем так везет, как тебе, – огрызнулся Антон. – У меня еще и на новой работе срок испытательный только закончился. Вообще труба, в деньгах потерял. Ну помоги, а? Тамарка, чего тебе стоит?
– Нет, извини, – ответила Тамара, просматривая документы. – Ипотеку тебе наш банк точно одобрить не сможет, слишком плохая кредитная история, да еще и имущества нет. И на новом месте работы ты недавно.
– Неблагодарная! Это ты специальном мне мстишь за прошлое! – заорал Антон. – Я жалобу подам. Что начальник отделения пользуется служебным положением.
– Подавай, – равнодушно ответила Тамара. – Заявка объективно провальная, можешь куда угодно обращаться.
Антон выхватил у нее документы и выбежал из офиса, Тамара сидела и смотрела ему вслед. Сейчас она как никогда понимала, что своим уходом от мужа точно сделала правильный выбор.
Антон обратился еще в несколько банков, ему везде отказали. Он арендует квартиру с тремя коллегами, все чаще снимает стресс горячительными напитками и громко проклинает свою бывшую жену и мать, которых винит во всех жизненных неудачах.