Один из самых провальных фильмов Леонида Гайдая с Куравлёвым в главной роли: «Опасно для жизни»

Весьма интересное сочетание: один из лучших режиссёров своего времени и мой любимый советский актёр с безмерным артистическим талантом в главной роли – как такой фильм вообще мог провалиться? А вот представьте себе, фильм под названием «Опасно для жизни!» является одной из самых непопулярных картин в фильмографии легендарного режиссёра.

Не сказать, чтобы о нём прямо вообще никто не слышал, просто, в сравнении со всеми остальными шедеврами мэтра советского кино, этот фильм прошёл мимо широкого зрителя. Могу поспорить, некоторые из вас даже не знали о его существовании.

Сразу обозначу, что это уже поздний Гайдай, потому что фильм вышел аж в 1985 году, то есть через 3 года после весьма холодно встреченного «Спортлото-82» и незадолго до таких «культовых шедевров» как «На Дерибасовской хорошая погода» и «Частный детектив», которые заслуженно считаются худшими работами Гайдая.

Можно ли сказать, что фильм «Опасно для жизни» так же плох как два обозначенных выше произведения? Нет, я бы ни за что не поставил его в один ряд с главными ошибками в карьере Леонида Иовича, но и расхваливать его, к сожалению, я тоже не могу.

Начнём, конечно, с общего разбора сюжета. Наш главный герой Спартак Молодцов, сыгранный Леонидом Куравлёвым – это воплощение идеального человека в представлении советской идеологии: Спартак никогда не пройдёт мимо чужих проблем и всегда протянет руку помощи. Правда эта же излишняя добросердечность нередко заводит его в нелепые и весьма неприятные ситуации.

Как раз-таки в фильме он замечает лежащий на земле оголённый электрический провод. Разумеется, Молодцов не может пройти мимо такой оплошности, па вместо этого будет стоять рядом с проводом и предупреждать каждого встречного, чтобы они не наступили на него.

Неважно, что таким образом он представляет своих коллег и непосредственного начальника – спасение человеческих жизней для Спартака гораздо важнее.

Всё бы ничего, вот только вот провод-то оказался обесточенным. Получается, Спартак целый день простоял у одного места фактически зазря. Более того, его самоотверженность скорее навредила, ведь начальник без него не смог провести давно запланированную встречу с важными посетителями. Выходит, Молодцов целый день просто так докучал абсолютно неизвестным ему людям, руководствуясь какой-то благой целью.

Я хотел бы ещё раз обратить ваше внимание на то, что фильм «Опасно для жизни» – не плохой, а скорее весьма средний, можно сказать невзрачный. Юмор весьма слабый по меркам Гайдая, и вообще слабо верится, что этот же режиссёр снял такие монументальные картины как «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию», не потерявших актуальности по сей день.

Забавно получается, что один из поздних фильмов Гайдая выглядит наиболее устарелым. Безусловно, здесь есть интересное обыгрывание некоторых социальных тем, но они остались актуальными только в рамках раннего советского общества.

В «Опасно для жизни» изображена своего рода карикатура на идеализированных комсомолов с советских плакатов. Вот только в поздние восьмидесятые, когда полным ходом шла Перестройка, этот образ стал банально неактуальным.

Фильм гораздо лучше смотрелся бы в шестидесятых или ранних семидесятых годах (при условии, что советская цензура его пропустит), однако ничего интересного помимо этой карикатуры на устаревшие образы здесь нет от слова совсем. Это весьма достойный фильм, просто назвать его «бессмертной вечно актуальной классикой» язык не повернётся.

Помимо Куравлёва здесь также можно встретить Ларису Удовиченко, Георгия Вицина, Татьяну Кравченко, Михаила Кокшенова и многих других крайне талантливых советских актёров. К большому сожалению, даже их восхитительная актёрская игра не спасает эту картину. Мне, конечно, всегда приятно наблюдать за харизматичным Куравлёвым, но большая часть шуток фильма мне показались слабыми.

Резюмируя, фильм «Опасно для жизни» сам по себе весьма достойный. Если абстрагироваться от личности Гайдая и не сравнивать его с другими работами мастера, то картина становится просто забавным фильмом с небольшой толикой сатиры.

Опять-таки, это не «Дерибавская», которая вообще никогда не должна была появляться на свет. Просто добротная советская комедия, не претендующая на звание чего-то великого, глубокого и остроумного.

Оцените статью
Один из самых провальных фильмов Леонида Гайдая с Куравлёвым в главной роли: «Опасно для жизни»
Могли бы Иван Мирошников и профессорская дочь Катя Кузнецова быть вместе? («Курьер», 1986)